Демонтаж бетона: rezkabetona.su

Главная -> Словарь

 

Смазочных композиций


А. С. Ахматов рассматривает формирование граничных смазочных слоев как одно из явлений кристаллизации. Граничные слои, по мнению А. С. Ахматова, представляют собой моно- или поликристаллические тела, возникающие за счет зародышевой функции первичного слоя. Смазочные материалы в очень тонких слоях под двусторонним влиянием поверхностей трущихся металлов обнаруживают исключительные антифрикционные свойства. Молекулы смазочных веществ в граничных слоях обеспечивают достаточно большую прочность на сжатие и легкость сдвигов в горизонтальном направлении. Этим и объясняются небольшие коэффициенты трения при скольжении смазанных поверхностей. Тонкие смазочные слои могут не только в значительной степени снижать силу трения, но и оказывать большое влияние на величину износа. Причем, как показали исследования П. А. Ребиндера. Б. В. Дерягина и др., во многих случаях смазка, достаточно интенсивно снижающая силу трения, может значительно увеличивать износ.

Влияние смазочного материала на параметры трения в условиях граничной смазки оценивается, как правило, по величине адсорбции масла и по его химической активности. Адсорбционная способность учитывается преимущественно для случая использования химически инактивной смазочной среды. Так, Б. В. Дерягин предложил оценивать эффективность масляной пленки по критерию маслянистости, представляющему собой соотношение шероховатостей смазанной и несмазанной поверхностей. Другой критерий маслянистости характеризуется отношением разности работ сил трения 'несмазанных и смазанных поверхностей за время, необходимое для истирания пленки толщиной h, к толщине этой пленки. Критерии маслянистости в основном определяются продолжительностью пребывания молекул масла на поверхности трения и активностью смазки.

У консистентных смазок не удается установить такой отчетливой зависимости трения и износа смазанных поверхностей от реологических свойств смазок, как у минеральных масел. Для предотвращения задиров смазки, работающие в условиях высоких нагрузок, должны обладать высокой остаточной вязкостью, для чего целесообразно готовить их из высоковязких масел.

поверхностей к трению смазанных поверхностей.

коэффициента трения смазанных поверхностей во

трения сухих поверхностей к трению смазанных

Боуден и Тэйбор установили экспериментально, что при трении смазанных поверхностей пар черных металлов уже при сравнительно небольших нагрузках и скоростях скольжения развиваются на поверхностях локальные температуры, достигающие 1100°.

При увеличении нагрузок п скоростей скольжения ,как смазанных, так и несмазанных поверхностей растут средние температуры поверхностей и суммарная площадь «горячих» мест, пока, наконец, не наступят сваривание и отрыв значительных, уже видимых участков — задир.

Законы трения смазанных поверхностей отличаются от законов трения сухих поверхностей.

Сила трения смазанных поверхностей увеличивается с увеличением площади соприкосновения, скорости и давления.

Внутреннее трение жидкостей значительно меньше внешнего трения твердых тел. Поэтому использование масел и смазок служит для замены внешнего трения несмазанных поверхностей меньшим внутренним трением смазочного материала, являющимся его вязкостью.

В качестве высокотемпературных антиокислительных присадок для смазочных масел применяются алкилфенилнафтиламины, ал-килфениламины . Например, октил-а-нафтил-амин входит в смазочную композицию для . авиационных масел . В эфирные мас-ла вводят алкилзамещенные фентиазина . п,я-Диоктилдифениламин входит в состав многих смазочных композиций на основе синтетических эфирных масел, применяемых для авиационных реактивных двигателей . Наибольшее снижение образования осадка в масле наблюдается при использовании дифениламина с изоалкильными радикалами, находящимися в пара-положении .

Производные гетероциклических азотсодержащих соединений являются многофункциональными присадками . Они обладают антиокислительными, противокоррозионными и моющими свойствами и входят в состав смазочных композиций на основе синтетических эфирных масел . Так, применяемая для авиационных реактивных двигателей композиция на основе синтетического эфирного масла содержит следующие соединения :

Можно выделить три основных направления исследовательских работ по созданию смазочных композиций для двигателей внутреннего сгорания.

2. В случае разработки смазочных композиций, не уступающих по качествам лучшим зарубежным стандартам, вначале исследуют физико-химические и функциональные свойства масла с зарубежной композицией присадок. Результаты этих исследований являются эталоном при разработке эквивалентных отечественных композиций. Исследователь, опираясь на имеющиеся в его распоряжении сведения о свойствах отечественных присадок, составляет несколько вариантов смазочной композиции и определяет их физико-химические и функциональные свойства. Сравнивая полученные результаты с эталонными данными, отбирают оптимальную композицию, которую и испытывают на стендах и в эксплуатационных условиях. Если на одном из указанных этапов результаты испытаний неудовлетворительны, состав композиции корректируют и цикл. испытаний повторяют. Положительные результаты эксплуатационных испытаний являются достаточным основанием для стандартизации предлагаемой смазочной композиции.

При разработке новых присадок и создании смазочных композиций большое значение имеет методика исследований, поэтому автор счел целесообразным посвятить данному вопросу специальный раздел.

К методам оценки физико-химических свойств относятся определения вязкостных характеристик, щелочности, зольности, температуры вспышки и застывания смазочных композиций, содержания в них механических примесей и воды, а также определение степени чистоты. Кроме того, для базового масла определяют коксуемость и цвет. Все перечисленные методы испытаний стандартизованы и входят в стандарты на масла. Нормы физико-химических показателей позволяют осуществлять технологический контроль качества масел в процессе их производства.

ваться в практике создания новых смазочных композиций, но они дают представления о том, с какой тщательностью проводится проверка качества опытных образцов масел, ибо допуск к применению в народном хозяйстве недостаточно проверенных масел может явиться причиной уменьшения ресурса и надежности работы двигателей внутреннего сгорания в масштабе страны.

Нами было найдено, что асфаль'теновые концентраты могут быть использованы в качестве антифрикционных наполнителей для смазочных композиций вместо графита . Например, была предложена рецептура смазки для горячей обработки цветных металлов, состоящая из триполифосфата, воды, стабилизатора и асфальтенового концентрата 3—15 %. Применение последнего привело к повышению стабильности водной суспензии, снижению усилий прессования и повышению качества поверхности металлических изделий.

Особый интерес к пластичным смазкам стимулируется возможностью получения смазочных композиций с весьма разнообразными свойствами, пригодных для работы в сложных эксплуатационных условиях, где смазочные масла оказываются неработоспособными. К таким случаям следует отнести механизмы с высокой динамической нагрузкой или большой скоростью вращения, когда масла не удерживаются в узле трения, коррозионные среды, вакуум, а также случай, когда смазка должна обеспечить работу механизмов, к которым трудно подвести смазывающее масло.

Тетрамеры пропилена используются также для синтеза разветвленного додецилмеркаптана — регулятора роста молекулярной массы полимеров, пластификаторов. На их основе получают высшие спирты и другие продукты нефтехимии . Пентамеры пропилена применяются при производстве гексадецилового спирта, обладающего уникальным свойством образовывать на поверхности воды мономолекулярный слой, не препятствующий кислородному обмену, но предохраняющий воду от интенсивного испарения в водоемах . На основе пентамеров также могут быть получены высококачественный изотропный нефтяной кокс , гидравлические масла, присадки для различных смазочных композиций и ряд других ценных продуктов. Димерная фракция бути-ленов с пределами выкипания 90-175°С служит основным сырьем для синтеза многофункциональных присадок к маслам, алкилфенольных экстрагентов редкоземельных металлов. Обстоятельный обзор по применению продуктов олигомери-зации в процессах нефтехимии дан в работах .

ряда смазочных композиций для узлов трения двигателей и оборудования металлообработки осуществляют добавку к нефтяным маслам жидкокристаллических материалов. Ограниченное промышленное производство последних существенно сдерживает внедрение новых материалов. Добавление в маловязкое нефтяное масло 0,5% смеси жировых гудронов значительно снижает коэффициент трения и улучшает качество поверхности контакта. Смазочный материал такого состава достаточно близок к продуктам, содержащим дорогостоящие жидкокристаллические присадки, и при определенных условиях может их заменить.

 

Серусодержащих органических. Сравнительно невысокое. Сравниваемых результатов. Средствам измерений. Стабильный изомеризат.

 

Главная -> Словарь



Яндекс.Метрика