Демонтаж бетона: rezkabetona.su

Главная  Переработка нефти и газа 

Скачать эту книгу

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 [ 27 ] 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39

до 1.3 м, заменяющего растительный слой.и выступающего над поверхностью земли до 0.75 м, укладывают типовую сбоную железобетонную траверсу, изготовленную по серии 3.015-1/82. Для защиты песка от выдувания наземную часть песчаного "курганчика" покрывают щебнем, слоем растительного грунта или дерна толщиной 0,2 м. Такая конструкция опор легко выполнима и требует незначительных денежных средств и материальных ресурсов. Однако на практике она часто оказывалась ненадежной. В результате активности животных, людей и влияния атмосферных явлений песчаные "курганчики" растаптываются, размываются, выдуваются и со временем теряют первоначальную форму, уже не отвечая своему назначению. Для сохранения формы и несущей способности "курганчиков" серия 3.015-1/82 рекомендует поверхность песчаной подсыпки, покрытую слоем утрамбованного мелкого щебня, закрепить проливкой черных вяжущих веществ. С эстетической и архитектурной точек зрения конструкция опор трубопроводных сетей с наземными "курганчиками" в любом виде ее исполнения неприглядна. Поэтому к широкому применению рекомендовать ее нельзя.

Колонны. Для низкой, средней и высокой прокладки инженерных сетей строительные конструкции подбирают в основном по следующим типовым сериям:

серии 3.015-1/82 "Унифицированные отдельно стоящие опоры под технологические трубопроводы", введенной в действие в 1986 г. взамен серии 3.015-1/77;

серии 3.015-2/82 "Унифицированные одноярусные эстакады под технологические трубопроводы", введенной в 1986 г. взамен серии 3.015-2/77.

Серия 3.015-1/82 состоит из 5 выпусков (альбомов). Выпуск I содержит материалы для проектирования, выпуски 11-1; 11-2 и 11-3 - рабочие чертежи сборных железобетонных колонн для опор типов П. 111. IV (см. ниже) и железобетонных траверс. Выпуск III содержит чертежи КМ.

В серии разработаны 6 типов отдельно стоящих опор: I. II, III, IV - собираемые из типовых сборных полнотелых железобетонных колонн прямоугольного сечения, траверс и стальных конструкций, разработанных настоящей серией; V и VI -собираемые из типовых сборных железобетонных центрифугированных стоек кольцевого сечения, разработанных другими сериями по ГОСТ 23444-79.

Серией 3.015-1/82 разработаны три типа сборных железобетонных колонн и стальные опоры пространственной решетчатой конструкции:

1. Прямые полнотелые железобетонные колонны прямоугольного сечения {рис. 5.4,а) в зависимости от их размеров, армирования и несущей способности разработаны в 85 ва-

Рис 5.4. Полнотелые железобетонные колонны прямоугольного сечения

а - прямая; 6 - Т-образная; в - прямая с уменьшенным сечением верхней части

риантах. Высота их Н = 5.7...8.1 м- Размеры сечения: b = = 0.3...0,5 м, h = 0,3...0,5 м. Высота колонн при их изготовлении по необходимости (это определяется проектом) может быть уменьшена.

2. Т-образные полнотелые железобетонные колонны прямоугольного сечения {рис. 5.4,6) в зависимости от их размеров, армирования и несущей способности разработаны в 45 вариантах. Высота этих колонн Н = 6,2...8,6 м, которая проектом может быть сокращена. Размеры сечения: b = 0,4 и 0,5 м, h = = 0,4 м.

3. Прямые полнотелые железобетонные колонны прямоугольного сечения с уменьшенным сечением верхней части {рис. 5.4,в) разработаны в 37 вариантах. Высота колонн Н = = 7,5..9,7 м. Размеры сечения В-В: Ъ = 0,38 м; h = 0*4 м; размеры сечения Г-Г; Ь = 0,6 и0,8 м; h = 0,4 м.

4. Стальные опоры пространственной решетчатой конструкции, изготовленные из прокатной стали.

Серия 3.015-2/82 "Унифицированные одноярусные эстакады под технологические трубопроводы" состоит из 9 выпусков (альбомов). Выпуск I содержит материалы для проектирования, а выпуски II-1...II-4 - рабочие чертежи сборных железобетонных колонн для эстакад типов 1к; Пк; Шж; Yk; 1Уж; Yk; Уж; У1ж; УПж, УШж, траверс и вставок. Выпуски П-5 ... П-7 содержат рабочие чертежи сборных железобетонных предварительно напряженных решетчатых балок пролетом 12 и 18 м, а выпуск Ш - чертежи КМ.

В серии разработаны одноярусные эстакады следующих типов:

1к ... Yk - комбинированные эстакады (пролетные строения стальные, опоры железобетонные);



Шж ... УШж - эстакады, решеннь(е полностью в железобетоне;

1м ... Ум; YIIm и YIUm - эстакады, решенные полностью в металле.

Конструкции одноярусных эстакад рассчитаны на применение в несейсмических районах и в районах с сейсмичностью до 8 баллов включительно. Шаг опор одноярусных эстакад для типов 1к...Ук; 1м...Ум; 111ж...Уж; УПм и YWm принят равным 12 и 18 м, для типов У1ж...Утж - 12 м.

Серией 3.015-2/82 разработаны следующие два типа прямоугольных полнотелых железобетонных колонн:

1. Прямые полнотелые железобетонные колонны прямоугольного сечения, по общему виду аналогичные колоннам серии 3.015-1/82 (см. рис. 5.4,а), разработаны в 112 вариантах в зависимости от их размеров, армирования и несущей способности. Высота Н = 5,7 ... 8,1 м или, при необходимости, меньше. Размеры сечения: b = 0,3...0,5 м; h = 0,3,..0,5 м.

2. Т-образные колонны прямоугольного сечения, по общему виду аналогичные колоннам серии 3.015-1/82 (см. рис. 5.4,6) разработаны в 146 вариантах. Высота их Н = 5,8...8 м или, при необходимости, меньше. Размеры сечения: b = 0,4...0,6 м; h = = 0,4...0,5 м.

В настоящее время в подавляющем большинстве случаев отдельно стоящие опоры, а также опоры под балочные эстакады при высокой, средней и низкой прокладке инженерных сетей проектируют и сооружают из давно освоенных в производстве и строительстве типовых прямоугольных железобетонных колонн, изготовленных по упомянутым сериям 3.015 на специализированных заводах железобетонных конструкций. Применяемые в данных случаях металлические формы пригодны и для изготовления колонн серии 3.015-2/82, а также для колонн, применяемых в строительстве типовых зданий и сооружений. При необходимости изготовления колонн уменьшенной длины для низкой или средней прокладки сетей в металлические формы вкладывают опалубочные вставки. Все это говорит в пользу широкого использования колонн, изготовляемых по сериям 3.015.

Однако применение полнотелых железобетонных колони прямоугольного сечения в качестве отдельно стоящих опор или опор балочных эстакад, предназначенных для современной прокладки инженерных сетей, имеет существенные недостатки-

Такие колонны при сооружении опор любого типа под инженерные сети требуют устройства фундаментов, стоимость которых обычно превышает затраты на сооружение самих колонн. Если под подошвой фундаментов находятся слабые грунты, то они требуют замены несущими. При большой толщине слабых грунтов замена их экономически не оправдыва-

ется и фундаменты колонн должны сооружаться на сваях или постверках- Все это требует дополнительных денежных средств, материальных и трудовых ресурсов. При этом производство земляных работ приводит к утрате и порче окружающей растительности и оказывает негативное влияние на защиту природы и эстетику местности.

Необходимо помнить, что конструкция типовых полнотелых железобетонных колонн прямоугольного сечения как опор эстакад была в свое время заимствована из практики их применения в строительстве зданий и сооружений промышленного и общественного назначения. Однако задачи, выполняемые этими колоннами в комплексе сооружения, характер и условия их нагрузок в обоих случаях заметно различаются. Если колонны, используемые для сооружения каркасов многоэтажных зданий, подвержены значительным вертикальным и относительно небольшим горизонтальным нагрузкам, то колонны, используемые в качестве отдельно стоящих опор и опор балочных эстакад инженерных сетей, воспринимают относительно большие горизонтальные (осевые и боковые) и небольшие вертикальные нагрузки. Прямоугольное сечение железобетонных колонн весьма удобно для сооружения каркасов зданий и крепления к ним стеновых блоков, но оно не обязательно (и даже нежелательно) в колоннах под опоры инженерных сетей. Если колонны каркасов зданий могут быть полнотелыми, учитывая небольшие горизонтальные нагрузки, изгибающие колонну, то при относительно больших горизонтальных нагрузках, имеющих место при совмещенной прокладке инженерных сетей, экономически более эффективны пустотелые колонны.

Полнотелые железобетонные колонны прямоугольного сечения сами по себе неэстетичны, так как технология их изготовления такова, что три из четырех граней получаются сравнительно ровными, а четвертая - шершавой и неровной. При транспортировании колонн их грани отбиваются, стальная арматура обнажается и ржавеет. Ржавчина окрашивает колонны в неприятный цвет и придает им изношенный, неэстетичный вид. Транспортно-монтажные петли, которыми снабжены колонны, также портят общий вид конструкции.

Учитывая отмеченные недостатки полнотелых железобетон-чь1х колонн прямоугольного сечения по сериям 3.015-1/82 и 3.015-2/82, ведущие специалисты и организации страны заняты разработкой иных, более эффективных опорных конструкции для эстакад под совмещенную прокладку инженерных сетей. Наиболее удачные и экономически эффективные из них описаны ниже.

Железобетонные сваи-опоры конструкции инженера Ю.М. Он-зула. Для наземной прокладки тепловых сетей (по проектам гижского отделения ВГПИ "Теплоэлектропроект") они на




Рис 5.5. Наземная прокладка сетей с пр» свай-опор

мене

железобетонных

а - низкая безбалочная; б - средней высоты безбалочная; в - средней высоты балочная; г - высокая балочная; 1 - свая-опора; 2 - траверса; 3 - балка; 4 - трубопроводные сети; 5 - кабели

практике применяются уже с 1958 г. Первоначально >к6лезо-бетонные сваи-опоры применялись для сооружения отдельно стоящих опор при низкой прокладке тепловых сетей {рис. 5.5), затем они были приняты для сооружения отдельно стоящих опор и опор балочных эстакад тепловых сетей средней высоты {рис. 5.5,6fi). Начиная с 1970 г. РижТЭП в отдельных слу-

чаях стал применять в проектах железобетонные сваиюпоры для опирания тепловых сетей высокой прокладки {рис. 5.5,г) при расположении сетей на высоте 5...6 м над поверхностью земли. За последние годы РижТЭП начал применять в проектах составные сваичзпоры при наземной прокладке тепловых сетей, что дало возможность расположить последние на высоте 8 м и более над поверхностью земли.

Проектный институт "Латгипропром" с 1970 г. применяет опыт РижТЭПа как в проектах тепловых, так и совмещенных инженерных сетей, используя сваиюпоры конструкции Ю.М. Онзула для низкой и средней высоты прокладки. В отдельных случаях "Латгипропром" применял сваи-опоры при совмещенной прокладке инженерных сетей по высоким балочным эстакадам, когда на опоры действуют относительно небольшие осевые горизонтальные нагрузки. Продолжительный опыт сооружения свай-опор по проектам РижТЭПа и "Латгипропрома" показал простоту производства строительно-монтажных работ, высокие технико-экономические показатели надежность этой конструкции. Для сооружений свай-опор использовали типовые полнотелые железобетонные сваи прямоугольного сечения длиной 6...12 м, сечением 0,3x0,3 м. В отдельных случаях длину изготовляемых промышленностью целых (не составных) свай увеличивали до 16...18 м. Арматуру свай принимали типовой. Однако в особых случаях, когда требовалась передача на сваи-опоры увеличенных горизонтальных нагрузок, проектами совмещенной прокладки инженерных сетей предусматривалось усиленное армирование свай. Такое усиленное армирование свай неоднократно выполняли заводы железобетонных конструкций при условии заказа достаточно большого числа свай одинаковых размеров.

Отдельно стоящие опоры и опоры балочных эстакад для совмещенной прокладки инженерных сетей сооружают из разного числа свай-опор. Если число и даиаметры прокладываемых трубопроводов, шаг расстановки опор и осевые горизонтальные нагрузки небольшие, опора может состоять из одной единственной сваиюпоры. Если значения этих параметров увеличиваются, промежуточную опору сооружают из двух-трех свай-опор, расположенных в один ряд поперек оси трассы сетей. Сваи-опоры одного ряда безбалочной конструкции соединяют между собой железобетонной или стальной траверсой, над которой прокладывают инженерные сети {см. рис. 5.5,а,6). Если требуется установка продольных балок, их располагают над траверсами, связывающими сваи-опоры, а траверсы, несущие трубопроводные сет1<, размещают над балками {см. рис. 5.5,в,г).

Неподвижные (анкерные) опоры обычно сооружают из одного, двух или трех рядов свай-опор, расположенных вдоль оси трассы, в зависимости от нагрузки на опору. Общее число




0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 [ 27 ] 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39



Яндекс.Метрика