Демонтаж бетона: rezkabetona.su

Главная  Переработка нефти и газа 

Скачать эту книгу

0 1 2 3 [ 4 ] 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32

сахара, полисахариды. Понятно, что сложность состава нефтей и нефтепродуктов требует разнообразия микроорганизмов, способных атаковать как компоненты нефти, так и продукты метаболизма. Поэтому сырые нефти и индивидуальные углеводороды более эффективно разрушаются смешанным бактериальным населением, чем отдельными штаммами. В загрязненных же акваториях распространены липолитические, протолитические, фенолокисляющие, денитрифицирующие и другие бактерии - чем больше число их видов, тем шире возможности катализа окисления различных органических веществ в составе нефти.

Процессы микробного окисления нефтяных углеводородов в море ускоряются и замедляются, конечно, под воздействием различных факторов среды. Ускоренное окисление нефтяных углеводородов будет происходить при хорошем насыщении воды кислородом (для полного окисления 1 л нефти требуется 3300 г О2), а наиболее благоприятные условия создаются на границе раздела море-воздух. Отмечено и влияние солености воды (с повышением солености на 1 % период полураспаднефти удлиняется до 1 суток) и влияние рН (при повышен рН на единицу период полураспада нефти уменьшается среднем на 1 сутки). Обобщая результаты многих экспериментальных исследований, можно сказать, что доля окислен нефтяных углеводородов морскими микроорганизмами составляет в среднем 50-60 %. При недостатке связанного азот содержании кислорода менее 5 мг/л и рН ниже 6,0 активность грибов преобладает над активностью бактерий, что наблюдается в большей степени в прибрежных районах.

Судьбу нефти, попавшей в море, невозможно описать полностью во всех подробностях. Во-первых, углеводородные масла имеют неодинаковый состав и свойства; во-вторых, море на них действуют разные факторы: ветер различной силы и направлений, волны, температура воздуха и воды; важно Щ то, как много нефти попало в воду. Как уже говорилось, когда вблизи берега терпит аварию танкер, гибнут морские птицы и страдает прибрежная флора и фауна, пляжи и скалы покрываются трудно удаляемым слоем вязкой нефти. Если же нефть выбрасывается в открытое море, последствия совершение иные, так как значительные массы нефти могут исчезнуть, не дойдя до берега. Например, при уже упоминавшейся аварии танкера «Торри Кэньон» из 120 тыс. т сырой нефти 60-70 тыс. т были поглощены морем, а 50-70 тыс. т частично уничтожены (благодаря быстро принятым мерам) и только часть оказалась выброшенной на берега Англии и Франции.

Многочисленные исследования показали, что нефть, попавшая в море, не создает все же ни постоянной, ни долговременной опасности для живущих в воде организмов и не накапливается в них, так что ее попадание в организм человека по пищевой цепи маловероятно. Гораздо опаснее сырой нефти ж изготовленные из нее нефтепродукты - бензин, дизельное топливо и высокие фракции нефти на литорали (приливно-отливной зоне), особенно на песчаном берегу. В этих случаях концентрация нефти долго остается высокой и наносит много вреда, но, к счастью, такое случается сравнительно редко, обычно при катастрофах нефть быстро расходится в воде и м



сбавляется, начинается ее разложение. Интересно, что рыба не погибает от этого загрязнения, по-видимому, она может издалека чувствовать воду, загрязненную нефтью, и обходить районы. Несмотря на гибель немалого количества морских птиц, фактов долгосрочного вреда другим организмам, обитающим в море или на берегу, наблюдалось немного. При разливе нефти вблизи берегов надо действовать быстро, от этого зависит успех принятых мер. Главное - это эффективное руководство всеми мероприятиями по борьбе с бедствием, но, конечно, результат связан также с географическими и метеорологическими условиями на месте катастрофы.

Нефтяной груз из потерпевшего аварию танкера стараются перекачать на другие суда, чтобы предотвратить или хотя бы уменьшить загрязнение моря. Если на море штиль или волнение невелико, аварийный танкер окружают бонами из плавающих, надутых воздухом шлангов, которые препятствуют дальнейшему расплыванию нефтяного пятна и позволяют вычерпать или собрать насосами пролившуюся нефть. Существует целый ряд эффективных технических систем для сбора разлившейся нефти, но они могут работать лишь при сравнительно спокойном море.

Различные фирмы и государственные предприятия стран мира разработали системы, которые можно применять и в штормовую погоду. Работе этих механических систем помогают химические средства-диспергаторы. Они усиливают действие ветра и волн на слой нефти, разделяя сплошной слой на мелкие капли, которые вскоре исчезают с поверхности. Кроме того, диспергаторы ускоряют биологическое разложение нефти, так как многочисленные мельчайшие капельки предоставляют бактериям огромную поверхность для заселения и воздействия. Пытаются также сжигать разлившуюся нефть или засыпать ее известью, песком и другими веществами, захватывающими ее и погружающимися вместе с ней на дно, но успех этих методов пока ограничен.

Чтобы сократить загрязнения, необходимы совместные усилия миллионов потребителей жидкого топлива. Соответствующие законы должны принять более 100 государств, примыкающих к морям или крупным рекам, впадающим в море. И первые шаги в этом направлении уже предприняты в разных странах, в том числе в Западной Европе и США. Около 25 % нефти попадает в океан с буровых установок и танкеров, но лишь седьмая часть этого количества - в результате аварий. Для безопасности пустые танки при порожнем рейсе заполняют морской водой в качестве балласта. Раньше эту смешанную с остатками нефти воду просто сливали за борт. Теперь международными соглашениями, достигнутыми в рамках OOH установлены запретные зоны, где не разрешается сброс в море. Указаны также максимально допустимые количества таких вод для тех районов, где их сброс разрешен. Смесь воды с нефтью откачивается в специальный танкер, где нефть отделяется, а вода, ставшая почти чистой, сбрасывается в море, оставшаяся в танке нефть смешивается с новым грузом нефти. Эта система сейчас внедрена на большей части мирового парка танкеров, и благодаря ей Мировой океан ежегодно «освобождается» от 5 млн. т нефти.



Насколько успешна эта система, видно из следующих данных: танкеры, на которых она применяется (они составляют 80 %), сбрасывают в море ежегодно лишь 300 тыс. т нефти, а остальные, где система отсутствует -почти в 3 раза больше (800 тыс. т). Следовательно, в борьбе за чистоту планеты есть еще резервы, и чем скорее они будут использованы, тем лучше. Совершенствуя конструкцию танкеров и цистерн, двигательных установок, управление навигационными приборами, равно как и международное законодательство по нефтедобыче и перевозке, можно добиться значительного уменьшения нефтяного загрязнения на суше и на море.




0 1 2 3 [ 4 ] 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32



Яндекс.Метрика