Демонтаж бетона: rezkabetona.su

Главная  Переработка нефти и газа 

Скачать эту книгу

0 1 2 3 4 5 6 7 [ 8 ] 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32

глобальное, фоновобиосферное, которое, в свою очередь, делится на естественное, катастрофическое, физическое, механическое, микробиологическое и так далее. Есть такой вид загрязнения, как загрязнение гидросферы, т. е. поступление в гидросферу загрязнителей в количествах и концентрациях, способных нарушить нормальные условия для значительных по размерам водных объектов - водохранилищ и других искусственных водоемов, рек, озер, океанов и морей, грунтовых и подземных вод. Загрязнение населенных мест - это поступление в атмосферный воздух, воду и почву биологических, физических и химических агентов, неблагоприятно изменяющих характеристики данного места. Наибольшую роль в загрязнении населенных мест играют теплоэнергетика, химическая, нефтехимическая и металлургическая отрасли промышленности, а также транспорт. Загрязненность населенных мест приводит к редкому увеличению заболеваемости населения, оно может проявляться в виде смога - смеси дыма, тумана и пыли. Интенсивный смог летом 2002 г. в Москве и области вызывал удушье, приступы бронхиальной астмы, аллергические реакции, раздражение глаз, гибель растений и даже повреждение сооружений.

Рассмотрим топливно-энергетический комплекс в целом, начнем с нефтедобывающей промышленности. Добыча нефти в России за последние годы снижалась, а объем утилизации попутного газа не превышал 80 %, ежегодно сжигалось в факелах около 8 млн. м3 газа. В 1999 г. объем вредных выбросов в атмосферный воздух составил 2 млн. т, из которых 50 % -углеводороды, 33 % - оксид углерода и 2 % - твердые вещества. Предприятия отрасли ежегодно посылали в атмосферу загрязняющих веществ до 10 % валового выброса (в целом по РФ).

Увеличились водопотребление и количество загрязненных сточных вод на единицу добычи нефти. В поверхностные водоемы к концу 90-х гг сбрасывалось до 25 млн. м3 таких сточных вод. Дополнительный ущерб окружающей среде нанесли аварии на буровых установках и платформах, а также на магистральных газо- и нефтепроводах - все это типичные причины загрязнения нефтью поверхностных вод и земельных угодий. Велики были и объемы нарушенных земель, нарушено был 40 тыс. га, рекультивировано только 10 тыс. га.

В настоящее время нефтесодержащие отходы, образующиеся на предприятиях данной отрасли, стараются перерабатывать и утилизировать. Тем не менее большое количество отходов, накопившихся за предыдущие годы, находится в шламонакопителях (подробнее см. гл. IX), но вопрос об их не использовании все еще окончательно не решен.

Отметим, что в последние годы нефтяные компании стали уделять больше внимания строительству предприятий, производящих трубы с высокими антикоррозионными свойствами - таким образом проводится работа по обеспечению безопасном эксплуатации магистральных трубопроводов. На объектах отрасли создаются специальные подразделения, оснащенные высокоэффективной техникой для борьбы с аварийными разливами нефти. Биологическая очистка территорий, загрязненных»



нефтью, производится теперь с применением различных биопрепаратов и микрофлоры (см. гл. IX).

Что касается нефтеперерабатывающей промышленности, то первичная переработка нефти ежегодно снижалась, как и добыча нефти (с начала 90-х гг.). Основными загрязнителями атмосферы, как уже упоминалось, здесь являются: углеводороды - 23% суммарного выброса, сернистый ангидрид -16 %, оксиды углерода - 7 % и оксиды азота - 2%.

Загрязненность воздуха и промстоков в Уфе, Ангарске, ж Нижнем Новгороде, Ново-Куйбышевске, Ухте, Салавате и в других городах, в которых расположены нефтеперерабатывающие заводы, объясняется прежде всего устаревшей технологией, большим износом основных фондов, требующих значительного обновления. Удельные выбросы от перерабатываемой нефти составляют 4,0 кг/т, что значительно выше зарубежных аналогов; технологические потери нефти и газа -2%, безвозвратные - 1 %, что превышает все установленные нормативы.

На многих заводах неудовлетворительно решаются и вопросы использования отходов. Серьезную проблему для окружающей среды представляют кислые гудроны, которых ежегодно образуется сотни тысяч тонн; не решается проблема ликвидации прудов (как накопителей отходов). Удельный расход воды на 1 т перерабатываемой нефти колеблется до 2,0 т. Из 3,0 млн. м3 сточных вод в год около 2 млн. м3 сбрасывается даже без отстойки. Большой вред окружающей »роде наносится сбросом в поверхностные водоемы и от других загрязненных сточных вод: в основном это минерализованные, с высоким содержанием железа и взвешенных веществ шахтные воды, сбрасываемые, как правило, вообще всякой очистки.

В отраслях химического и нефтехимического комплекса экологически несовершенные производства являются источниками загрязнения атмосферного воздуха многими веществами в концентрациях, значительно превышающих допустимые. Эти выбросы во многом определяют загрязнение почвы металлами выше ПДК в радиусе до 5 км вокруг городов, в которых расположены заводы. Из 3,0 км3 сточных вод на долю загрязненных приходится около 80 %, что говорит о крайне неэффективной работе имеющихся на нефтепредприятиях очистных сооружений. Вместе со сточными водами сбрасывается значительное количество сульфатов, хлоридов, соединений фосфора и азота, готовых нефтепродуктов, а также специфических веществ: формальдегида, метанола, бензола, сероводорода, сероуглерода, соединений тяжелых металлов, являющихся сильными токсикантами (подробнее см. гл. VI).

Все перечисленное самым негативным образом сказывается на гидрохимическом состоянии водных объектов. Так, р. Белая выше г. Стерлитамака относится к III классу загрязнения («грязная»); то же самое происходит и с водами р. Оки после сбросов заводами г. Дзержинска, в которой резко во растает содержание метанола, цианидов, формальдегид. Предприятия в Дзержинске являются источником загрязнения также и подземных вод металлами, метанолом, фенолом концентрациях, доходящих



до тысяч ПДК на площадях в десятки квадратных километров. Это делает невозможным и, пользование водоносных горизонтов для питьевого водоснабжения.

Транспортно-дорожный комплекс является мощнейшим источником загрязнения природной среды. Из 35 млн. т ежегодных вредных выбросов 80 % приходится на автомобильный транспорт и дорожно-строительный комплекс, 8%- на железнодорожный транспорт, около 2%- на авиатранспорт и только 1 % - на водный транспорт. Существенна роль транспорта загрязнении водных объектов, кроме того, автотранспорт является одним из основных источников шума в городах и вносит значительный вклад в тепловое загрязнение окружающей среды.

Выбросы от автомобильного транспорта в России составляют около 20 млн. т в год. Отработанные газы двигателей внутреннего сгорания содержат более 200 наименований вредных веществ, в том числе и канцерогенных. Нефтепродукты, продукты износа шин и тормозных колодок, хлориды (используемые в качестве антиобледенителей дорожных покрытий) загрязняют придорожные полосы и водные объекты. Отметим, что уже сейчас на земле эксплуатируется около 500 млн. автомобилей, а к 2010 г. ожидается их увеличение до 900 млн.

Итак, к настоящему времени на долю транспорта приходится больше половины всех химических выбросов в окружающую среду (это главный источник загрязнения атмосферы, особенно в крупных городах). В среднем при пробеге 15 тыс. км за год каждый автомобиль сжигает 2 т топлива и или около 30 т воздуха, в том числе 5 т кислорода, что в 50 раз превышает потребности человека! При этом автомобиль выбрасывает в атмосферу (кг/год): угарного газа - 700, диоксида азота - 40, несгоревших углеводородов - 230 и твердых веществ - до 5. Кроме того, выбрасываются соединения свинца (в случае применения этилированного бензина). Наблюдения показали, что в домах, расположенных рядом с большой дорогой (до 10 м), жители болеют раком в 4 раза чаще, чем в удалённых от дороги на расстояние 50 м,

Впечатляет негативный пример роста заболеваний хроническим бронхитом москвичей (рис. 1) с увеличением автопарка с 90-х гг. Но не менее впечатляющим является другой пример (позитивный) - падение уровня свинца в крови населения США (рис. 2) и, следовательно, соответствующих заболевании. Последнее происходит синхронно с уменьшением использования этилированного бензина для автотранспорта вплоть до его полного запрета. Значительное сокращение объем он перевозок воздушным транспортом (после 1992 г.) в России привело к уменьшению суммарного количества выбросов в атмосферный воздух до 280 тыс. т в год (из которых обезвреживается только 20 % всех отходящих веществ).

Для снижения вредного влияния транспорта проводятся следующие мероприятия: на автотранспорте применяют менее токсичные дизельные двигатели, сжиженный природный газ и специальные добавки к бензину (метанол и высшие спирты). Использование газа позволяет снизить в




0 1 2 3 4 5 6 7 [ 8 ] 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32



Яндекс.Метрика