Демонтаж бетона: rezkabetona.su

Главная  Переработка нефти и газа 

Скачать эту книгу

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 [ 11 ] 12 13 14 15 16 17

Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в тяжелых условиях, способствующих окислению масла, образованию всех видов отложений, коррозии и ржавлению

Высокофорсированные дизели без надува или с умеренным надувом, работающие в условиях, способствующих образованию высокотемпера-турнхх отложений

Высокофорсированные дизели с надувом, работающие в тяжелых условиях или в случае, когда применяемое топливо требует использования масла с высокой нейтрализующей способностью, антикорозийными и противоизносными свойствами, малой склонностью к образованию отложений

Лубрикаторные системы смазки цилиндров дизелей, работающих на топливе с высоким содержанием серы

Примеры обозначения моторных масел:

М-8-В, - буква "М" - моторное масло, цифра "8" - класс вязкости, буква с индексом "В," обозначает, что по эксплуатационным свойствам масло относится к группе В и предназначено для смазывания среднефорсированных карбюраторных двигателей;

М-10-Г2к - буква "М" - моторное масло, цифра "10" - класс вязкости, буква "Г" с индексом "2" означает, что по эксплуатационным свойствам оно относится к группе Г и предназначено для смазывания высокофорсированных дизельных двигателей; буква "К" свидетельствует о том, что масло предназначено для автомобилей КамАЗ;

М63/10-В - буква "М" - моторное масло, 63/10 - класс вязкости, буква "3" означает, что масло имеет эксплуатационную присадку, улучшающую вязкостно-температурные свойства масла и предназначено для применения в качестве все сезонного или зимнего сорта, буква "В" без индекса означает, что это масло универсальное и предназначено для смазывания карбюраторных и дизельных двигателей.

В странах Западной Европы и США масла классифицируются по вязкости, определяемой по методике американского общества автомобильных инженеров SAE (SOCIETY OP-AUTOMOBILE ENGINEERS) и по эксплуатационным свойствам согласно квалификационной системе, разработанной Американским инститом нефти API (AMERICAN PETROLEUM INSTITUTE).

По SAE моторные масла делятся на летние, зимние и всесезонные. Масла маркируются следующим образом: летние - 20, 30, 40, 50 и 60 (цифра обозначает вязкость при температуре 98,9 °С); зимние -OW, 5W, 10W, 15W и 25W (цифра - вязкость масла, а буква "W" - от английского слова Winter (зима)). Для водителей, эксплуатирующих свой автомобиль круглогодично, предпочтительно применять всесезонные (загущенные) масла. Они обозначаются сдвоенным номером, один из которхх соответствует зимнему, а другой - летнему классу, например, 10W/50 обозначает, что данное масло при -17,8 °С соответствует по вязкости SAE 10, а при 98,9 °С соответствует SAE 50. Между двумя обозначениями обычно ставят знак дроби или дефис, а иногда и вовсе ничего.

В качестве примера ознакомимся с рекомендациями фирмы MITSUBISHI для Дизельнхх и бензиновых двигателей автомобилей (рис. 9).


0W-40

5W-30

15W-50

10W-40



Рис. 9 Температурные пределы применения некоторых всесезонных моторных масел

Взглянув на рис. 9, сразу становится понятно, какой должна быть вязкость моторного масла в зависимости от температуры окружающего воздуха.

Классификация SAE распространяется только на вязкостно-температурные свойства моторнхх масел и не сообщает информации о других эксплуатационных свойствах.

Первая классификация моторнхх масел по условиям применения и эксплуатационным свойствам была предложена Американским институтом нефти (API) еще в 1947 г. С тех пор она многократно изменялась и дополнялась, но принцип подразделения моторнхх масел на две категории сохранялся всегда. К категории (Service) относятся масла, предназначенные для 4-х-тактных бензиновых двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов, пикапов; к категории "С" (Commercial) относятся масла, Предназначенные для дизелей автотранспорта, дорожностроительной техники и сельскохозяйственных машин. Универсальными называют масла, которые могут применяться для смазывания бензиновых и дизельнхх двигателей.

Уровни эксплуатационных свойств по АРГ в порядке их возрастания обозначают первыми буквами латинского алфавита, стоящими за буквами "S" или "С", указывающими область применения. До сих пор в категорию Service были введены девять классов (SA, SB, SC, SD, SE, SF, SG, SH, SJ), а в категорию Commercial десять классов (СА, СВ, СС, CD, CDH, CE, CF, CF-4, CF-2, CG-4). Цифры при обозначениях классов CDH, CF-4, CF-2, CG-4 дают дополнительную информацию о применимости масел данного класса в 2-х-тактных или 4-х-тактных дизелях соответственно. Для обозначения универсальных масел используют двойное обозначение, например, CF-4/SG, SH/CG-4 и т.п.

Масла старых марок - от SA до SE и от СА до СС - прошедший этап и сейчас не выпускаются.

Уровень эксплуатационнхх свойств масел означает: "SA" - масла без присадок для старых типов бензиновых двигателей; "SB" - масла с антиокислительными и противозадирными свойствами для моторов, работающих с небольшой нагрузкой; "SC" - масла, предназначенные для двигателей 1964 - 1967 гг. выпуска и обеспечивающие защиту от низко- и высокотемпературнхх отложений, износа и коррозии; "SD" - масла для двигателей, выпущенных в 1968 - 1972 гг. с более высокими качествами по сравнению с группой "SC"; "SE" - масла, превосходящие по качеству "SD" и предназначенные для моторов, выпускаемых с 1972 г.; "SF" - масла для двигателей, производимых с 1980 г., имеющие по сравнению с группой "SE" лучшую стабильность, антиокислительные и смазывающие свойства; "SG" - масла для форсированнхх двигателей, производство которхх начато в 1989 г. и позже.

В последние годы начат выпуск моторных масел с индексами "SH" и "SJ", которые отличаются от предыдущих возможностями их использования в высокофорсированнхх двигателях при улучшении смазывающей способности и уменьшении количества масла на угар.

Ориентировочное соответствие моторных масел по классам вязкости и группам по ГОСТ 17479.185 системам SAE и API приведено в табл. 12.

12 Соответствие моторных масел по классам вязкости и группам между ГОСТ 17479.1-85 и системами SAE и API

ГОСТ 17479.2-85

ГОСТ 17479.2-85

Класс вязкость

Группа

SC/CA



SD/CB

SE/CC

3з/8

5W/20

4з/6

10W/20

4з/8

10W/30

4з/10

10W/30

5з/10

15W/30

5з/12

15W/30

6з/10

20W/30

6з/14

20W/40

6з/16

20W/40

В последней Международной классификации моторных масел SAE J300 от декабря 1995 г. для зимних масел установлены максимальные значения динамической вязкости при низких температурах и минимальные значения кинематической вязкости при 100 °С. Для летних масел установлены пределы кинематической вязкости при 100 °С и минимальные значения динамической вязкости при 150 °С и скорости сдвига 106 с-1. Каждый класс зимнего или всесезонного масла характеризуется двумя значениями динамической вязкости при температуре, отличающейся на 10 °С. Первое из них дает потребителю информацию о предельной температуре масла, при которой возможно проворачивание двигателя стартером, второе - о предельной температуре, при которой масляный насос будет прокачивать масло под давлением в процессе холодного пуска. Предельная температура прокачиваемости обязательно ниже, чтобы при холодном пуске избежать сухого трения в узлах, смазываемых под давлением.

В современной классификации моторных масел по API устаревшие классы за ненадобностью исключены. В настоящее время в США сертифицируют только масла с высшими уровнями эксплуатаци-онн1х свойств, а именно: SH и SJ для бензиновхх двигателей, CF, CF-2, CF-4, и CG-4 - для дизелей.

В табл. 13 приводится современная классификация моторных масел по API. Моторные масла, сертифицированы на соответствие тем или иным классам по API, маркируются стандартным символом (рис. 10) в центре круга указывают класс вязкости по SAE. Категорию и класс по уровню эксплуатационных свойств указывают в верхнем полукольце, а наличие или отсутствие энергосберегающих свойств у данного масла указывают в нижнем полукольце. Если последнее не заполнено, то данное масло не относится к энергосберегающим.

В обозначениях универсальных масел могут встречаться упоминания исключенных классов API, например, CF-4/SG или SH/CD.

Международным комитетом по стандартизации и одобрению смазочных материалов (ILSAC) разработаны минимальные стандартные требования к моторным маслам для автомобильных бензиновых двигателей. Классификация ILSAC пока содержит два класса масел, обозначаемхх GF-1 и GF-2.

По уровням эксплуатационнхх свойств они практически идентичны маслам классов SH и SJ по API, но обязательно имеют высокие энергосберегающие свойства.

Масла, сертифицированные API на соответствие классификации ILSAC, маркируют стан-

дартным символом (рис. 11).

13 Категории универсальных масел




0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 [ 11 ] 12 13 14 15 16 17



Яндекс.Метрика