Демонтаж бетона: rezkabetona.su

Главная  Переработка нефти и газа 

Скачать эту книгу

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 [ 15 ] 16 17

промежуточных опор карданных валов, опор привода вентилятора и других подшипниковых узлов, за-щищеннхх уплотнениями от проникновения воды.

Литол-24 (тугоплавкая водостойкая смазка, изготовленная с применением литиевого мыла). Является универсальной по назначению. Ее употребляют для тех же целей, что и смазку ЯНЗ-2 на автомобилях всех моделей, всесезонно, во всех климатических районах страны. Может заменять солидолы всех марок для смазывания открытых узлов трения.

ЦИАТИМ-201 (тугоплавкая литиевая смазка). Всесезонно используется для смазывания втулок валика прерывателя-распределителя, подшипников генератора, гибкого вала спидометра, замков и петель дверей, тяг привода, заключенных в оболочки, шарниров рулевых тяг (при их сборке). Ее можно применять вместо смазки Литол-24 при работе автомобилей на Крайнем Севере.

Смазка № 158 (водостойкая тугоплавкая, изготовлена на калиевом и литиевом мылах). Смазку закладывают в игольчатые подшипники при сборке карданных шарниров, не имеющих пресс-масленок.

Фиол-1 (литиевая смазка). На автомобилях ВАЗ ею смазывают шлицевое соединение карданного вала и салазки перемещения сидений.

АМ-1 (карданная смазка, натриевая, среднеплавкая, неводостойкая) служит для смазывания шариковых карданов равных угловых скоростей в передних ведущих мостах автомобилей повышенной проходимости. Эту же смазку в смеси с трансмиссионным маслом ТА-15В в отношении 1:1 используют для дисковых карданов равных угловых скоростей на полноприводнхх автомобилях "Урал" и КрАЗ.

ШРБ-4 (водостойкая тугоплавкая смазка). Предназначена для применения в шаровых пальцах передней подвески и рулевых тяг на автомобилях.

УСс-А (графитная смазка, водостойкая, кальциевая, содержащая 10 % графита). Ее используют преимущественно для смазывания листов рессор, тросов привода тормозных механизмов в оболочках, а на автомобилях МАЗ и КрАЗ - и для смазывания шлицев скользящих вилок карданных валов.

ВТВ-1 (защитная смазка - волокнистый технический вазелин). Смазку наносят для предохранения от коррозии на наконечники проводов и полюсные выводы аккумуляторных батарей, на поверхности трения крышки багажника, упора капота, ограничителя, открывания двери, на шарниры и пружины крышки топливного бака и т. п.

ЛВК (углеводородная защитная смазка). Применяют ее для тех же целей, что и смазку ВТВ-1, но из-за недостаточной температурной стойкости не рекомендуется использовать летом в южных районах.

4 СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЖИДКОСТИ. ЭКСПЛУТАЦИОННЫЕ СВОЙСТВА И ПРИМЕНЕНИЕ

В тракторах и автомобилях применяются следующие основные виды специальных жидкостей: охлаждающие, тормозные, амортизаторные, для обмыва стекол, консервационные, для удаления нагара с деталей двигателя и пусковые жидкости.

4.1 Охлаждающие жидкости

В процессе работы двигателя внутреннего сгорания для обеспечения его нормального теплового состояния необходимо постоянно отводить теплоту от нагреваемхх деталей (головка цилиндров, поршни, клапаны, цилиндры и др.).

Количество теплоты, отводимой при охлаждении, в зависимости от типа двигателя и способа охлаждения колеблется в пределах 25 ... 35 % от общей теплоты, выделяющейся при сгорании рабочей смеси.

Если не обеспечить оптимальное охлаждение двигателя, то перегревание его, так же как и переохлаждение, будет в значительной степени нарушать нормальные условия его работы вплоть до аварийного состояния.

Следствием перегревания может быть:

• преждевременное самовоспламенение рабочей смеси и детонация в двигателях с искровым зажиганием;

• ухудшение работы смазочной системы;



• заклинивание перегретых деталей двигателя и снижение их механической прочности;

• пригорание поршневых колец и клапанов;

• ухудшение наполнения цилиндров топливовоздушной смесью;

• увеличение потерь мощности на преодоление трения. Вследствие переохлаждения двигателя может произойти:

• снижение индикаторной мощности из-за повышенной теплоотдачи;

• резкое увеличение потерь мощности на преодоление трения от увеличения вязкости моторного масла;

• значительное ухудшение смесеобразования и сгорания топлива;

• повышение износа деталей цилиндропоршневой группы двигателя из-за конденсации топлива, стекания его по стенкам гильз цилиндров и смывания смазочного масла, а также разжижения моторного масла;

• образование низкотемпературных отложений в картере двигателя и нa маслофильтрующих элементах.

Следовательно, для наилучшей работы двигателя необходимо создать оптимальный температурный режим.

Охлаждение автотракторнхх двигателей может быть воздушным и жидкостным.

При воздушном охлаждении двигателей блок цилиндров обдувается воздухом и теплота отводится непосредственно в атмосферу. Воздушное охлаждение осуществляется в двигателях Д-37, Д-37М, Д-144 тракторов Т-40 и Т-40А.

Водяное охлаждение двигателей более распространено. В этом случае теплота от нагреваемых деталей двигателя передается жидкости, омывающей их поверхности. Жидкость нагревает радиатор, обдуваемый воздухом. Далее с воздухом теплота уходит в атмосферу.

Надежность системы охлаждения в значительной мере зависит от свойств применяемой жидкости, которая должна отвечать следующим основным требованиям:

• иметь достаточно высокие температуру кипения и теплоемкость;

• обладать температурой замерзания ниже температуры окружающего воздуха;

• не образовывать на водяной рубашке двигателя и приборах системы охлаждения накипи;

• не вызывать коррозию деталей и быть нейтральной к уплотнительным соединениям системы охлаждения;

• быть безопасной в обращении, дешевой и универсальной.

В качестве охлаждающих жидкостей для двигателя внутреннего сгорания широко применяют воду и низкозамерзающие смеси - антифризы.

При эксплуатации автомобиля вода необходима не только для заполнения системы охлаждения, но и для приготовления электролита, заливаемого в аккумуляторные батареи, а также для мойки самого автомобиля. Пригодность воды для применения в указаннхх целях определяет значение ее жесткости, которая зависит от содержания в воде растворимых солей кальция и магния. Практически жесткость воды может быть определена по тому, как она смывает мыло с рук. Чем мягче вода, тем хуже смывается мыло. В жесткой воде руки намыливаются плохо, а мыло с них смывается водой быстро.

Умягчение воды. Операцию проводят следующими способами: длительным (30 40 мин) кипячением, добавлением соды (6 7 г каустической, 10 20 г кальцинированной на 10 л воды) или тринат-рийфосфата (3 4 г на 10 л воды). Перед заливкой в систему охлаждения умягченная вода должна быть профильтрована для удаления выпавших солей.

Антинакипины (азотнокислый аммоний или гексаметафосфат натрия). При добавлении их к воде предупреждают образование накипи, не позволяя образовываться нерастворимым осадкам. К 10 л воды средней жесткости требуется добавить 40 50 г азотнокислого аммония или 2 г гексаметафосфата натрия, для очень жесткой воды соответственно 100 и 4 г. Воду с введенными антинакипинами заливают непосредственно в систему охлаждения.

Дистиллированная вода. Эта вода не содержит солей жесткости. Ее получают перегонкой обыкновенной воды в электродистилляторах. Применяют для приготовления электролита и для доливки в элементы аккумуляторных батарей при понижении в них уровня электролита. Хранить воду, предназначенную для приготовления электролита, можно только в неметаллической посуде.

Низкозамерзающие охлаждающие жидкости (антифризы). Они представляют собой смеси эти-ленгликоля и воды с добавлением антикоррозионных и антивспенивающих присадок. Выпускают два



вида антифризов: тосолы (Тосол А, Тосол А-40 и Тосол А-65) и низкозамерзающие жидкости марок 40 и 65. Замерзание (кристаллизация) антифризов не представляет опасности для системы охлаждения. В отличие от воды антифризы при замерзании почти не изменяют своего объема. При замене или после слива антифриза систему охлаждения двукратно промывают чистой водой, прогрев залитую воду на работающей двигателе до температуры 60 °С.

Тосолы: А-40, -65 °С. Температура замерзания Тосола А-40, -40 °С, тосола А-65, -65 °С. Они предназначены для круглогодичного применения в закрытых системах охлаждения с расширительным бачком (автомобили ВАЗ, "Волга", КамАЗ и др.). Тосол А - это концентрат антифриза (этиленгликоля по массе не менее 96 %, воды не более 3 %, остальное - антикоррозионные и антивспенивающие присадки) с температурой замерзания минус 21,5 °С и плотностью при 20 °С, равной 1,12 1,14 г/см3. Для получения Тосола А-40 к 1 л концентрата добавляют 0,79 л дистиллированной воды, для получения Тосола А-65 - 0,58 л. Тосолы имеют сине-зеленую окраску. Тосолы в системе охлаждения заменяют через каждые 60 тыс. км пробега, но не реже одного раза в два года.

Низкозамерзающие жидкости марок 40 и 65. Предназначены для заполнения закрытхх систем охлаждения без расширительного бачка (УАЗ, ГАЗ-52-04, -53А, КрАЗ и др.). Температура ил замерзания соответственно -40 и -65°С. Антифриз марки 40 светло-желтого, марки 65 - оранжевого цвета. Низко-замерзающие жидкости марок 40 и 65 сливают из системы охлаждения весной при подготовке автомобиля к летней эксплуатации.

Правила обращения с антифризами:

• нельзя засасывать антифриз через шланг ртом, так как этиленгликоль, являясь пищевым ядом, при попадании в желудок, вызывает сильное отравление. Доза в 100 г антифриза смертельна. Для кожи антифриз безвреден;

• перед заливкой антифриза в систему охлаждения обеспечивают ее герметичность, так как антифриз легко просачивается через малейшие неплотности;

• во избежание повреждения окраски не допускают попадания антифриза на окрашенные поверхности при заполнении им системы охлаждения;

• заполняют систему охлаждения без расширительного бачка только на 93 95 % от полного ее объема, поскольку антифризы обладают большим коэффициентом объемного расширения, системы охлаждения с расширительным бачком - на 3 5 см выше метки MIN на стенке бачка;

• при понижении уровня антифриза из-за испарения жидкости в системе охлаждения доливают в радиатор воду, так как этиленгликоль не испаряется;

• в зимнее время регулярно (при ТО-2) проверяют плотность антифриза гидрометром.. Антифризы, плотность которых при 20 °С меньше 1,97 и больше 1,10, к применению не годны.

4.2 Тормозные жидкости

Их применяют для заполнения систем гидравлического или гидропневматического тормознхх приводов, а также гидравлического привода выключения сцепления. Основные требования, которым должны отвечать тормозные жидкости это: возможно меньшее изменение вязкости в зависимости от температуры;

• низкая температура застывания (-40 °С для районов с умеренным климатом и -65 °С для Север-н1х районов); достаточно высокая температура кипения (не ниже +115 °С для тормозных систем с барабанными тормозами и не ниже +190 °С для систем с дисковыми);

• хорошие смазывающие свойства;

• отсутствие коррозионного воздействия на металлические детали и разрушающего влияния на детали из резины.

Марки применяемых тормозных жидкостей зависят от конструкции тормознхх систем автомобиля и от климатических условий его эксплуатации. Выпускают тормозные жидкости нескольких видов и сортов: на касторовой, глицериновой, гликолевой и нефтяной основах. В настоящее время широко применяются следующие марки тормозных жидкостей: "Нева", "Томь", "Роса", БСК, ЭСК.

На касторовой основе выпускают тормозные жидкости марок ЭСК и БСК. Жидкость ЭСК представляет собой смесь 60 % касторового масла и 40 % этилового спирта, окрашивается она в красный цвет; жидкость БСК состоит из 50 % касторового масла и 50 % бутилового спирта, окрашена в оранжевый цвет. Эти тормозные жидкости применяются в основном в тормозных системах с барабанными тормозами (из-за не достаточно высокой температуры кипения 115 °С) и приводах выключения сцепле-




0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 [ 15 ] 16 17



Яндекс.Метрика