Демонтаж бетона: rezkabetona.su

Главная  Переработка нефти и газа 

Скачать эту книгу

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 [ 14 ] 15 16 17

вязкость, мм2/с:

Не ме-

Не ме-

Не ме-

Не ме-

Не ме-

Не ме-

при 100 °С при 50 °С

нее 15 130

нее 10

нее 14 16

нее 15 95

нее 17,5

110

нее 17,5

Индекс вязкости не менее

Температура,

°С:

вспышки не ниже

выше

Эксплуатация

при температу-

ре, °С, не ниже

Содержание ак-

тивных элемен-

тов, %:

кальция фосфора

0,06 0,05

цинка

хлора

серы

суммарное

0,11

Группа по API

GL-2

GL-4

GL-4

GL-4

GL-5

GL-5

Класс вязкости

75W/8

по SAE

3 ПЛАСТИЧНЫЕ (КОНСИСТЕНТНЫЕ) СМАЗКИ. ЭКСПЛУТАЦИОННЫЕ СВОЙСТВА И ПРИМЕНЕНИЕ

Пластичные смазки используют главным образом для смазывания негерметизированных (не заключенных в картеры) узлов трения автомобилей. Такие смазки получили название антифрикционнхх. В относительно небольших количествах применяют также защитные пластичные смазки, служащие для предохранения деталей от коррозии. Пластичные смазки получают сплавлением (загущением) жидких минеральных масел от 75 до 90 % по массе с твердыми веществами, называемыми загустителями. При изготовлении антифрикционных смазок в качестве загустителей применяют кальциевые, натриевые, литиевые и другие мыла, которые являются солями естественных или синтетических жирнхх кислот. Защитные смазки получают загущением минеральных масел углеводородами (парафином, церезином, петролатумом), находящимися при нормальной температуре (20 °С) в твердом состоянии. Пластичные смазки - это однородные по составу, без комков мази от светло-желтого до темно-коричневого цвета, но некоторые из них имеют другой цвет, например, графитная - черного цвета, смазка № 158 - темно-синего.

Особенностью пластичнхх смазок является обратимость процесса разрушения структурного каркаса: под действием больших нагрузок каркас разрушается, и пластичная смазка работает как жидкостная,



а при снятии нагрузки каркас мгновенно восстанавливается, и смазка вновь приобретает свойства твердого тела.

Чтобы пластичные смазки были пригодными для применения по своему основному назначению, показатели их качества должны отвечать требованиям, установленным стандартами и техническими условиями.

Температура каплепадения. Она является показателем температурной стойкости смазки. При достижении данной температуры, определяемой в лабораторных условиях, происходит падение первой капли смазки, нагреваемой в специальном приборе. Надежное смазывание узлов трения без вгтекания смазки обеспечивается, если рабочая температура узла на 15 20 °С ниже температуры каплепадения пластичной смазки. В зависимости от значения температуры каплепадения смазки делят на следующие виды: тугоплавкие (Литол-24, ЯНЗ-2, № 158, ЦИАТИМ-201 и некоторые другие), имеющие загустителями литиевые или натриево-кальциевые мыла. Отличаются высокой температурой каплепадения - от 120 до 185 °С; среднеплавкие (к ним относят солидолы и графитную смазку УСс-А), изготовлены на

кальциевхх мылах. Их температура каплепадения находится в пределах 75 105 °С; низкоплавкие (защитные смазки ПВК и ВТВ-1), созданные на немыльных загустителях. Температура каплепадения этих смазок не превышает 60 °С.

Пенетрация характеризует густоту смазки. Значение пенетрации, выражаемое целым числом деся-т1х долей миллиметра, по шкале пенетрометра, представляет собой глубину погружения в смазку стандартного конуса под действием собственной массы (150 г) в течение 5 с. Если пенерация смазки равна 250, это значит, что конус за 5 с опустился в смазку на глубину 25 мм. Чем выше значение пенерации, тем меньше густота (консистенция) данной смазки. Смазки с большим значением пенерации применяются зимой, а с меньшим - летом.

Водостойкость (отношение к воде). Этот показатель характеризует способность смазки противостоять растворению в воде. Антифрикционные смазки, загущенные литиевыми (например, Литол-24) и кальциевыми мылами (солидолы всех марок), нерастворяющимися в воде, являются влагостойкими. Защитные смазки, для создания которых используют углеводородные загустители, совершенно нерастворимы в воде. Антифрикционные смазки, изготовленные на кальциево-натриевых мылах, отличаются недостаточной влагостойкостью, например, смазка ЯНЗ-2. Их можно применять только в узлах трения, надежно защищенных от проникновения воды.

Предел прочности. Он позволяет судить о способности смазки удерживаться на вращающихся деталях. Его определяют в лабораторных условиях. Чем выше предел прочности, тем надежнее удерживается смазка в подшипниках качения. Значение предела прочности солидолов при плюс 50 °С не превышает 0,02 Па, а у высококачественной пластичной смазки Литол-24 оно равно 0,045 Па при 20 °С.

Содержание свободных щелочей и органических кислот, механических примесей. Свободнхх щелочей, определяющих коррозионную агрессивность смазок, не должно быть 0,1 0,2 % по массе. Свободные, органические кислоты и механические примеси, вызывающие абразивный износ деталей, не должны присутствовать.

Вязкость пластичных смазок является одним из важнейших эксплуатационных показателей. Вязкость пластичной смазки в отличие от вязкости масла может изменяться при одной и той же температуре в довольно широких пределах и зависит от скорости перемещения ее слоев относительно друг друга. Чем быстрее продавливают смазку через капиллярную трубку, тем меньше становится ее вязкость. Поэтому при определении вязкости смазки нужно фиксировать не только температуру, но и скорость ее подачи через капилляр.

Вязкость пластичных смазок (пластично-аномальновязкого материала) при постоянной температуре зависит от скорости деформации. Вязкость смазки, определенная, при заданных скорости деформации и температуре, является постоянной величиной и называется эффективной вязкостью. Для жидких нефтепродуктов вязкость не зависит от скорости деформации, в связи с чем эффективная вязкость совпадает с динамической.

Эффективную вязкость пластичных смазок определяют с помощью автоматического капиллярного вискозиметра АКВ-4.

Стабильность характеризует сохранение смазкой своих первоначальных свойств в условиях хранения и применения. Для смазки, представляющей собой коллоидную систему, важны: физическая стабильность; устойчивость к радиации, характеризуемая химической стабильностью; инертность к воде, агрессивным средам, окислению кислородом воздуха.



Одним из показателей стабильности является испаряемость, которая характеризует испарение из смазки ее дисперсионной среды. Испаряемость смазок в наибольшей степени зависит от температуры, причем потеря легких фракций происходит более интенсивно у смазок, изготовленнхх на базе маловязких нефтяных масел. Показатель испаряемости имеет большое значение для характеристики смазок, предназначенных для работы при высокой температуре и в вакууме.

Испаряемость оценивают потерей массы смазки в условиях определенных температуры и времени (ГОСТ 7934.1-74).

Различают стабильность коллоидную, механическую и химическую (против окисления).

Коллоидная стабильность характеризуется степенью отделения из смазки дисперсионной среды -масла. Ее определяют при отпрессовывании масла из смазки на приборе КСА (ГОСТ 7142-74).

Коллоидная стабильность смазки существенно зависит от вязкости входящего в ее состав масла: чем больше вязкость, тем выше коллоидная стабильность. Смазки с чрезмерно высокой коллоидной стабильностью нежелательны, ибо они действуют неэффективно.

Механическая стабильность смазок характеризует их способность противостоять разрушению. Смазки с низкой механической стабильностью быстро разрушаются, разжижаются и вытекают из узлов трения. Высококачественная смазка не должна существенно изменять свои механические свойства как при действии, так и при снятии нагрузки.

Механическую стабильность определяют в соответствии с ГОСТ 19295-73. Ее обозначают индексом разрушения Кр, который характеризует степень разрушения смазки при ее интенсивном деформировании (тиксотронное восстановление смазки).

Сущность метода заключается в определении изменения предела прочности на разрыв в результате интенсивного деформирования смазки в зазоре между ротором и статором тиксометра при последующем тиксотронном восстановлении.

Химическую стабильность смазок (против окисления) определяют в соответствии с ГОСТ 5734-76. Сущность метода заключается в окислении смазки, нанесенной тонким слоем на медную пластинку (катализатор). При этом определяют свободные кислоты или щелочи, образующиеся при окислении смазки. Полученное кислотное число характеризует стабильность смазки.

Противозадирные и противоизносные свойства - важнейшая характеристика смазок, применяемхх в узлах с высокими контактными напряжениями и скоростями скольжения.

Эти свойства оценивают с помощью различных машин трения, которые используются для исследования смазочных масел.

Антикоррозионные и защитные свойства смазок являются важнейшими показателями для обеспечения надежной работы трущихся или перекатываемых металлических поверхностей. Коррозионную активность смазок определяют следующим способом. Металлические пластины погружают в смазку, выдерживают и затем осматривают. Браковочными признаками являются изменение цвета пластины, появление на ней коррозионных точек и пятен.

Защитные свойства пластичнхх смазок определяют в соответствии с ГОСТ 0.054-75. При этом на металлическую пластинку наносят слой смазки, выдерживают ее в условиях повышенной относительной влажности воздуха и температуры без конденсации, с периодической или постоянной конденсацией влаги на образце. Затем сравнивают цвет и блеск поверхностей испытуемой пластинки и пластинки-образца.

Марки пластичных смазок и их применение. Выбор марки пластичной смазки определяется конструкцией узла трения (открытой или закрытой), рабочей температурой трущихся поверхностей, их на-груженностью, а также климатическими условиями эксплуатации автомобиля.

С (синтетический), УС-2 (жировой) - солидолы. Предназначены для смазывания открытых узлов трения через пресс-масленки летом в северных районах и всесезонного во всех остальных районах страны.

С (синтетический), УС-1 (жировой) - пресс-солидолы. Их используют для смазывания открытхх узлов трения через пресс-масленки всесезонно в северных районах страны и летом во всех остальных районах страны, кроме южных.

ЯНЗ-2 (тугоплавкая, неводостойкая натриево-кальциевая смазка). Ее используют до температур минус 30 °С на автомобилях всех моделей для смазывания подшипников ступиц колес, водяных насосов,




0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 [ 14 ] 15 16 17



Яндекс.Метрика