Демонтаж бетона: rezkabetona.su

Главная  Переработка нефти и газа 

Скачать эту книгу

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 [ 12 ] 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84

§ 4.4. Проведение натурных изысканий

Осооого положения в частп стадийностц изысканий и проектирования магистральных трубопроводов не существует. Подобно другим сооружениям, в обычных условиях .магистральные трубопроводы изыскиваются и проектируются в две стадии: технический проект и рабочие чертежи. Стон{ные условия (районы распространения многолетне.исрзлых грунтов, чрезвычайно большая длина трубопровода, особое назначение и т. д.) требуют трехстадий-ного проектирования; ТЭО, технический проект и рабочпе чертежи. Оптимальные трассы трубопроводов выбирают, как правило, на стадии ТУО (подробно см. гл. 3). Магистральные трубопроводы небольшого протяжения (особенно газопроводы-отводы) проектируют в одну стадию (те.хпо-рабочп11 проект). Ста.пп! изысканий соответствуют стадия.\£ нроектпровання.

Стадия Т.ЭО. и обычных условиях изыскания д.тя ТОО сводятся в ocuou-но.м к камеральному трассированию трубопровода ио имеющц.чся картам различных масп1табов (1 : 1 ООО ООО; 1 : 500 ООО; 1 : 200 ООО; 1 : 100 ООО и др.). При отсутствии карт указанных .мае 1Птабов издания ГУГК донускаотся трассировать магистральный трубопровод ио адмипистратпвны.м картам масштаба 1 : 600 ООО и .мельче или по картам атласов отдельных республик. Уложенная на указанных плановых лштсриалах трасса магистрального трубопровода (один или несколько вариантов) оформляется в схему для согласований, которые ограничиваются на отой стадии и.!ысканиц в несложных условиях только согласованпя.ми с двумя категориями оргадизации: военными округами и тер-рнторпальпымн органами Госгортехнадзора СССР.

По получения ответа от указанных организаций трасса .магистрального трубопровода корректируется в соответствии с ноставлонными услопия-ми (частичные отклонения, обходы н т. д.). В случае необходимости проводится аэровизуальное обследование наиболее сложных участков илп конкуронто-снособных вариантов. Характерист1»га рельефа .местности, нересекаемые естественные и искусственные нрснятствия .геологическая н гидрогеологическая характеристики, климатические данные, сведения о режиме водных преград п т. д. - все заимствуется И1 литературных н фондовых источников и и.мегощегося картографического материала. Результаты изысканий оформляются в виде отчета, состоящего из пояснительной записки с краткой характеристикой трассы, плана и профиля липе1Ш011 части трубопровода в .масштабе псцолг>зуе.мих карт. По площадкам наземных сооружений и вспомогательпы.ч коммуникациям специальный материал не представляется, за исключением случаев, когда проектирование ведется в особо слои<ных условиях (в зоне распространения многолетнемерзлых грунтов, в горной .местности п т. д.).

Стадия технического проекта. Прп двухстадийном проектироваиии (технический проект и рабочие чертежи) изыскания к техническому проекту являются наиболее ответственной и трудоемко!: частью всего комплекса изысканий магистральных трубопроводов. Именно по материалам изысканий к техническому проекту принимаются все иринциниальные проектные ронге-ния, определяется окончательная сметная стоимость всего об1>скта, разрабатываются заявочные спецификации на оборудование, .материалы, специальные машины II т. д. Поэтому все вопросы, связанные с получением исходных данных, выбором н.тощадок, согласованиями со всеми заинтересованными органп-зация.ми и т. д., решаются нри изысканиях на стадии технического проекта.

Предварительная проработка и согласования трассы па этой стадии п.мегот свои особенности. Если оптимальная трасса не была выбрана с помощью ЭВМ и утверждена, то при значительно!! протяженности трассы (500 км и более) предварительная проработка трассы, как прави.то, выполняется в 11еско.тт,кпх вариантах на мелкомасштабном плановом материале (карты маси1таба 1 : 1 ООО ООО или 1 : 500 ООО). Затем намсчепные вариаиты уточняются но бо.чес крупным плана.м (карты масштаба 1 : 100 ООО, 1 : 50 ООО пли 1 : 25 ООО). При этом с достаточной точностью онроделятотся районы пересечения крупных водных преград, переходы автомобильных и железных дорог, обхо;и>1 наголенных пунктов ит.д. В случае многовариантности в это же время производится предварительное сравнение вариантов, на оснопапии

которого для дальнейшей проработки оставляются наилучшие два-три варианта. Предварительно отработанная такнд! образом трасса магистрального трубопровода оформляется в ситуационную схему для согласований с инспекциями Госгортехнадзора СССР и другими заинтересованными организациями (рис 4.1). Для создания схемы трассы большого протяжения целесообразно вновь вернуться к мелкому масштабу (1 : 1 ООО ООО илп 1 : 500 ООО). При трассах сравнительно небольшого протяжения (100-200 км) схема .может иметь более крупный масштаб.

По получении ответа от указанных организаций в нрсдпаритсльно разработанную трассу вносят соответствующую корректировку, после чего проводится вторичное и окончательное сравнение оставшихся вариантов. Это сравнение должно убедительно показать преиму1цества одного из варпаптов, кото-ры11 и принимается для дальней1ГО1Х изысканий. Если оставшиеся варианты оказываются равноценными или близкими (разница в приведенных затратах менее 5%), то изыскания па стадии технического проекта выполняются по обоим вариантам, что должно быть оговорено в задании на проектирование. Данные как первого, так и второго (окончательного) сравнения вариантов в послодуюП1,ем вносятся в отчет по инженерным изысканиям.

Следующим этаном работь! над уточнением трассы магистрального трубопровода является наклаД1«а ее по наиболее В!лгодно.му варианту на планы зо.м.тепользоватслеп, которые имеют, как правило, масштаб 1 ; 10 ООО, а иногда 1 ; 25 ООО. Ото так называемая натурная проработка трассы с одновременным еогласованпем ее с землепользователями и владельцадш пересекаемых сооружени!! (автомобильные п железные дороги, линии электропередачи II связи, водоводы, теплопроводы, другие газопроводы и нефтепроводы, мелиоративные сети и системы и т. д.). При это.м выявляются все строящиеся и проектируемые сооружения и предприятия в охранной зоне нз!.1Скиваемото трубопровода, которая определяется минимальными разрывами от оси трубопровода до разного рода сооружсшп!.

Укладка трассь! на планы землепользователей производится каморал1но,. п лишь в отдельных случаях требуются коитрол1>ныо измерения в натуре. Эту работу выполняет руководитель полового подразделения (начальник экснгдпцнп, главный пнженор экспедиции пли начальник нзыскатсльско(г партии, отряда). В районах наземных сооружен!!!! (КС, ППС) трасса трубопровода укладывается в соответствии с актами выбора этих сооружеппи. В сложных случаях привлекаются главный инженер проекта п ведущие специалисты проектшлх отделов,

Втор!,1м эп!олопом по трасге движутся непосредственные исполиителн полевых работ: тонографы, геологи, геофизики, гидрологи. Па стадии технического проекта они вьтнолпяют следу!Опп!о вияы и обп.смы работ:

а) тоногоодозичоскис работы - плановую глазомерную или полуинструментальную корректуру используемых карт н планов пемлеиользо11ат(лей в полосе трассы трубопровода; вынос п закрен.чопие створов переходов через железные и категорииныс автомобильные дороги, а также через Kpyiini>ie водные преграды (многониточн1,1с переходы); нолуинструментальное профилирование всех естественных и искусственных иронятствий; инструментальную съемку крупных полных переходов;

б) геологические, гидрогеоло1Пческпе и геофизические работы - бурение линейной части трассь! на требуемую заданием глубину с шагом .между геологическими выработками, определяемым в зависимости от иолпотм и надежности предварительно собранных материалов, а также от ожидаемого геологического разреза; устапо1!лениа уровня грунтовых вод на момент 113!>!ска-ния п их режима п годовом разрезе; отбор проб грунтовых вод на хпмчческш! анализ; устаповлеи!10 границ обводненных и заболоченных участков для неблагоприятного периода года; бурение переходов через железные п категорпйпые автомобильные дороги (в случае близкого залегания скальных пород под полотном железной или автомобилг.поп дороги разбуриваются смежные-участии для перенесения трассы трубопровода в створ с .\гягк!!.мп грунтами); бурение переходов через крупные водные преграды (створ перехода через Крупную водную преграду выбирается пп участке с наиболее устойчпвьтми




руслом и берегами, причем крайне желательно, чтобы русло и берега или хотя бы русло были сложены нескальными породами; при отсутствии явно-более благоприятных условий перехода материалы топографической съемки, промеров и бурения в виде профилей по всем обследованным вариантам предъявляются на решение комиссии, во.зглавляемой главным инженером проекта); определение коррозионных свойств грунтов с помощью .электрометрии;

в) гидрологические работы - обследование всех пересекаемых естественных и искусственных водных преград, установление их режима (постоянство илп периодичность действия, периоды пересыхания и пере.мерзания); непосред-ственпое участие изыскателей в выборе створов переходов через водные преграды; определение расчетных гидрологических характеристик в мел!епь и паводок (горизонты и ширина зеркала воды, наибольшая глубина, поверхностная и донная скорости течения); установление хозяйственного значения водотока или водоема (судоходство, лесосплав, рыбное хозяйство); организация п производство промеров на крупных водных переходах; измерение скоростей и направлений течения; определение размеров деформаций русла и берегов; отбор проб воды на химический анализ.

По площадкам наземных сооружений и вспомогательным коммуникациям на стадии технического проекта выполняется весь ко»тлекс топогео-дезических, инженерно-геологических, геофизических и гидрологических изысканий. Масштаб топографической съемки площадок и коммуникаций обычно принимается более мелкий, а бурение производится на площадках не под сооружения, а по задаваемой сетке.

Стадия рабочих чертежей. Целью изысканий является детализация материалов, выданных на стадии технического проекта, уточнение отдельных участков трассы трубопровода, досъемка площадок и трасс ком.мупикаций на основе требований экспертизы технического проекта, уточнение и дополнение отдельных согласований, создание материалов более крупных масштабов как по линейной части, так и по площадкам, а также подготовка трасс и площадок для сдачи заказчику.

По линейной части магистрального трубопровода, подобно изысканиям к техническому проекту, выполняется котлекс топогеодезических и гидрометеорологических работ. Однако характер выполнения этих работ на стадии рабочих чертежей несколько другой. Выполняется сплошная инструментальная укладка трассы на местности (трассировка); в зависимости от диаметра проектируемого трубопровода и условий местности проводится сплошная топографическая съемка полосы трассы или только съемка сложных участков (переходы через водные преграды, автомобильные и железные дороги, болота большой протяженности, горные и косогорные участки, балки, овраги и др.). Инженерно-геологические работы выполняются с таким расчетом, чтобы имелась возможность отбить границы всех литологических разностей грунтов по трассе трубопровода и составить геологический профиль с учетом рельефа местности и увеличенного заглубления трубы в переломных точках. Выполняется сплошная электрометрия для проектирования изоляции и электрохимической запщты. Наконец, дополняются и уточняются гидрологические характеристики пересекаемых больших и малых водотоков. Аналогичные работы выполняются при изысканиях площадок и трасс коммуникаций на стадии рабочих чертежей. *

Если на стадии технического проекта проектировщики работают по площадкам на планах 1 : 2000-1 : 1000 (компоновка генплана), то на стадии рабочих чертежей им обычно требуется плановый материал масштаба 1 : ЬОО (детальная планировка). Поэтому приходится либо выполнять крупномасштабную съемку в соответствии с разработанным генпланом, либо увеличивать ее с более мелкого масштаба (пантографирование, новая накладка, механическое увеличение при несложном рельефе и т. д.). Для инженерно-геологических работ на площадках при изысканиях под рабочие чертежи характерно не «обзорное», а детальное бурение непосредственно под проектирземые сооружения (компрессорный цех, энергоблок, гараж и т. д.).

Изыскания по трассам инженерных коммупикаций значительных особенностей не имеют.



Стадия техно-рабочего проекта. Изыскания для техно-рабочего проекта . являются одностадийными. Проводятся они, как правило, только для проектирования трубопроводов малых диаметров и небольшого протяжения. Характер и объем изыскательских работ зависят от характера и объема работ, подлежащих выполнению при изысканиях на стадиитехнического проекта в рабочих чертежей.

§ 4.5. Топогеодезические изыскания трасс и

площадок

Планово-высотное обоснованпе. Топогеодезические изыскания трасс магистральных трубопроводов, площадок сопутствующих сооружений и коммуникаций регламентируются инструкциями по инженерным изыскания.м для лине)1НОго строительства (СН 234-62), по инженерным изысканиям для про-вялшленного строительства (СН 225-62) и по топогеодезическим работам для городского, поселкового и промышленного строительства (СН 212-62), Опыт изысканий магистральных трубопроводов показывает, что планово-высотное обоснование необходимо поставить в зависимость от стадии проектирования, диаметра трубопровода и его назначения.

Плановым обоснованием для линейной части трубопровода и коммуникаций являются теодолитные ходы, которые привязываются к опорным пунктам государственной или ведомственной геодезической сети. Относительная невязка в теодолитных ходах не должна быть более 1 : 2000, а абсолютные - не должны превышать значений, приведенных в табл. 4.4. Максимальные длины теодолитных ходов, удаленность узловых точек от пунктов триангуляции и полигопометрии, а также количество точек поворотов висячих теодолитных ходов не должны превышать значений, указанных в табл. 4.5- 4.6. Угловые повязки в замкнутых полигонах и ходах не должны превышать

/р=±1],

(4.1)

где п - число углов в полигоне или ходе.

таблица 4.4

Допустимые абсолютные невязки теодолитных ходов

Масштаб съемки

Невязки, м

. на Застроенной территории

На нсзастроонпой территории

на незастроепны

территориях в неблагоприятных условиях (заросли, болото, пахота и т. д.)

1 : 500

0,25

0,40

0,50

1 : 1000

0,40

0,60

0,80

1 : 2000

0,60

р,90

1,20

1 : 5000

1,20

1,80

2,40

Высотным обоснованием является геодезическое и.ти техническое (геометрическое) нивелирование. При топографических съемках с сечением рельефа более 1 м высотные отметки пунктов можно определять геодезическим ни-велпрованием, при этом длины ходов должны быть не более 2 км. При съемках с сечением рельефа до 1 м определение высотных отметок производится техническим нивелированием.

Геодезическое нивелирование производится измерением вертикальных углов одним полным приемом при двух положениях вертикального круга. Расхождения между прямым и обратным превышением илп между превыше-

Масштаб съемки

Между пунктами триангуляции и полигонометрпи или между узловыми точками теодолитных ходов, служанщх самостоятельной опорой

Висячие ходы

Удаленность узловых точек от пунктов

на Застроенной территории

на незастроенной территории

иа застроенной территории

иа незастроенной территории

триангуляции и поли-гонометрни

1 : 500 I : 1000 1 : 2000 1 : 5000

0,80 1,20 2,00 4,00

1,20 1,80 3,00 6,00

0,10 0,15 0,20

0,15 0,15 0,30 0,50

0,70 1,00 1,50 3,00

таблица 4.6

Максимальные длины и количество точек поворота висячих теодолитных ходов

Масштаб

На застроенной территории

На незастроенной территории

съемки

Длина хода, м

Кол-во точек поворота

Длина хода, м

Кол-во точен поворота

1 : 500 1 : 1000 1 :2000 i : 5000

100 150 200

150 150 300 500

ниями, определенными при наведении на равные высоты ренки для одной и той же линии, не должно быть более 0,04, м, где s -длина линии, сотни метров. Допустимые невязки в ходах и замкнутых полигонах, м, не должны превышать

Ah=± 0,04s Vn, (4 2)

где s-средняя длина линии, сотни метров; п - число линий; ss/n; 2 " - сумма всех длин линий хода.

Техническое нивелирование пунктов съемочного обоснования проводится отдельными ходалга, системами ходов и замкнутыми полигонами между чарками и реперами нивелирования И, Ш и IV классов. В исключительных случаях допускается проложение висячих нивелирных ходов, измеряемых в прямом и обратном направлениях. Предельная невязка хода пли замкнутого Полигона, мм, но должна превышать

Ah= ±50/z, Afe= ±10 Vn,

Где L - число километров; п - число станций в ходе или полигоне.

(4.3) (4.4)

Максимальные длины теодолитных ходов и удаленность узлов точек от пунктов триангуляции и полпгоиометрин, км




0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 [ 12 ] 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84



Яндекс.Метрика