Демонтаж бетона: rezkabetona.su

Главная  Переработка нефти и газа 

Скачать эту книгу

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 [ 65 ] 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106

5000 400S

3000

Фундаментальные работы в этой области проведены М. П. Воларовичем [100, 108] и В. Л. Вальдман [109, 110]. Изучая тиксо-тропию масел при низких температурах с помощью разработанного ими метода петель гистерезиса (§ 3), они установили, что даже при сравнительно малых деформирующих усилиях вязкость масел становится ньютоновской. Реологические кривые консистенции после двух-трех перемешиваний масла в вискозиметре выпрямлялись (фиг. 81). При этом обнаружилось, что ньютоновская вязкость еще не говорит о том, что достигнута остаточная вязкость. Первые пары прямых, ползгченные при нагрузке и разгрузке, не совпадали между собой и имели разный угол наклона, что указывает на различную вязкость (фиг. 81). Прямая, отвечающая повышенной вязкости, не зависящей от градиента скорости, указывает на наличие тиксостабильности. Только при дальнейшем механическом воздействии все точки ложились на одну прямую.


т 200 т

Ш 500

P,MMflm> ст.

Фиг. 80. Зависимость кажущейся вязкости автола 18 от дайления при температуре -10° [90].


2000 Ш

О 2000 ШО

Фиг. 81. Зависимость числа оборотов от нагрузки в ротационном вискозиметре М. П. Воларовича для авиационного масла МК при температуре -25°, по данным в. Л. Вальдман [109]. Каждая пара кривых изображает петли гистерезиса, правые кривые получены при увеличении нагрузки, левые -

при снятии нагрузки.

а - первая петля гистерезиса; Ь - повторная петля гистерезиса; с - вторая повторная петля гистерезиса.

89] считает, что для минеральных масел, применяемых в технике, градиенты скорости, необходимые для устранения аномалии вязкости, не превышают 5-6 сек.""* при температурах, доходящих до -50°.

Время восстановления аномальной вязкости очень велико. В одном из проведенных нами опытов с автолом 10 при -25° ано-



малия вязкости начала восстанавливаться через 1,5-1 часа после снятия деформирующего усилия, но через 80 час. первоначальное значение тах еще не было достигнзгго. Не исключено, что это масло обладало не только тиксотропией, но и тиксолабильностью. Известно, что застывшее масло может разжижаться при механическом воздействии, но до сих пор не исследован вопрос об обратимости застывания разжиженного масла в изотермических условиях. Вполне возможно, что тиксолабильность масел встречается довольно часто.

Изучая вязкость масел при низких температурах, А. Ф. Доб-рянский [106] и Ю. А. Пинкевич [107] вообще не обнаружили аномалии вязкости. Это противоречие с наблюдениями многих других авторов объясняется не малой величиной эффекта, а его малой стойкостью против механического воздействия и большим

временем тиксотропного восстановления, а также особенностями применявшейся методики.

Опыты Д. С. Великовского [102] и Иордашеску [103] установили, что для стабилизации кажущейся вязкости охлажденных масел требуется длительное время (у отдельных образцов до 20-22 дней). Увеличение вязкости особенно велико в течение первых часов после выравнивания температуры. У одного исследованного образца автола 10 [99] при -\Т 9?тах черсз 30 мин. равнялась 399 л, через 60 мин. -575 п и через 120 мин. -662 п. Во время стабилизации вязкости очень масел способствует росту вяз-


Фиг. 82. Температурная зависимость логарифма динамической вязкости в пуазах) для масел, по М. П. Воларовичу и в. Л. Вальдман [100].

7 - автол 18T; 2 - автол 4; J - специальное масло; 4 - веретенное масло (крестиками отмечены повторные измерения автола

18T и специального масла).

медленное течение охлажденных кости [99].

Сопоставляя это наблюдение с описанными выше, мы приходим к заключению, что масла при низких температурах могут обладать всеми основными видами аномалии вязкости: тиксотропией, тиксостабильностью, тиксолабильностью и реопексией [15].

Температурный коэфициент вязкости при низких температурах очень велик (фиг. 82). Как показал Д. С. Великовский [1П], эмпирические уравнения температурной зависимости вязкости Вальтера, Фульчера-Таманна и др. неприемлемы для экстраполяции вязкости на низкие температуры. М. П. Воларович нашел возможным пользоваться уравнением Вальтера до тем-

ператур порядка кости.

25°, но применительно к остаточной вяз-



П. А. Ребицдер [88] считает, что одним из основных параметров, характеризующих низкотемпературные свойства смазочных масел, является величина статического предельного напряжения сдвига. Преимущество этого параметра по сравнению с кажущейся вязкостью состоит в ясном физическом смысле и достаточно широкой инвариантности.

Первые измерения ста- IgS тического предельного напряжения сдвига масел при отрицательных температурах были выполнены Д. С. Великовским [102] при помощи метода продольно смещающегося цилиндра. Оказалось, что у масел, не содержащих твер-



Фиг. 84. Зависимость логарифма предельного напряжения сдвига масла от температуры, по М. П. Воларовичу.

gff SO 0 -30 20 т

Фиг. 83. Зависимость статического предельного напряжения сдвига смазочных масел от температуры под. С. Великовскому[102].

7 - смесь мазута (40 %) и соляра Т (60%), ебо = 4,29; 2 - смесь мазута (15%) и соляра Т (85%), Ббо = 2,51; 3 - смесь мазута (26,5%) и соляра Л

(73,5%), Е50 = 2,08; 4 - смесь машинного дестиллата (37%) и соляра Л (63%), Eso = 20,4.

0.25 0.Щ


Фиг. 85. Зависимость статического предельного напряжения сдвига минеральных масел

от температуры [99].

г - авиационное масло МК; 2 - вазелиновое

медицинское масло.

не превышает

дых углеводородов, величина ft невелика. При температурах порядка -50-60*" статическое предельное напряжение сдвига

2000-3000 дн/см. Величина статического предельного напряжения сдвига является функцией температуры (фиг. 83, 84). Наши данные [99] показывают (фиг. 85), что существуют два вида температурной зависимости в. У застывающих масел (кривая 2) она велика, а у загущающихся масел (кривая /), наоборот, чрезвычайно мала. В работе В. Л. Вальдман [109]




0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 [ 65 ] 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106



Яндекс.Метрика