Демонтаж бетона: rezkabetona.su

Главная  Переработка нефти и газа 

Скачать эту книгу

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 [ 74 ] 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106

89. Р а м а й я К. С. Аномалия вязкость масел и ее влияние на трение в машинах. Труды НАМИ, вып. 55. Машгиз, М., 1949.

90. С а и и и П. И., М е л е и т ь е в а Н. В. и П о т к о в а Е. В. Сб> «Присадки к смазочным маслам». Гостоптехиздат, М.-Л., 63, 1946.

91. Гурвич Л. г. Научные основы переработки нефти. Изд. Совета нефт. пром., 243, 1925.

92. D а v i s а. Z i m m е г. The Science of Petroleum, 4, 2673, 1938.

93. Bondi. Refiner, 22, 97, 1943.

94. г 0 л ь д б e p г Д. O. Аз. нефт. хоз., № 7, 1939; № 7, 1940.

95. Черножуков Н. И. Производство масел и присадок к ним. Гостоптехиздат, М.-Л., 1944; Нефт. и сланц. хоз., № 4, 1925.

96. Пучков Н. г. Сб. «Исследование и применение нефтепродуктов», Гостоптехиздат, вып. 2, 1950.

97. Рабинерсон А. И. Проблемы коллоидной химии. Химтеоретиздат, Л,, 1937.

98. Фук с г. И. Коллоид, жури., 12, № 3, 1950.

99. Ф у к с г. И. и С м о л и н а Е. А. Сб. «Исследование и применение нефтепродуктов», вып. 1, Гостоптехиздат, М.-Л., 137, 1948; Труды второй конференции по трению и износу в машинах, 2, 499, 1948.

100. Воларович М. П. Вязкость смазочных масел при низких температурах, ч. 1. Изд. АН СССР, М.-Л., 1944.

101. Великовский Д. С. Труды первой конференции по трению и износу в машинах. 1, 394, 1939.

102. Великовский Д. С. и Варенцов В. П. Нефт. хоз., № 4-5 71, 1937; Великовский Д. С. Труды первой конференции по трению и износу в машинах Изд. АН СССР, 1, 394, 1939.

103. Jordachescu М. Ann. combust, liquides, ЛЬЗ, 511; №4, 735, 1937.

104. Neale. Chem. a. Ind., 56 <6), 140, 1937.

105. Bondi. J. Appl. Phys., 16, 539, 1945.

106. Добрянский A. Ф., Сиверцев A. П. иФридманА.П. Труды совещания по вязкости жидкостей и коллоидных растворов. Изд. АН СССР, 1, 173, 1941.

107. Пинкевич Ю. А. Там же, стр. 181.

108. Воларович М. П. и Вальдман В. Л. Трение и износ в машинах. Сборник Ин-та машиноведения Акад. наук СССР, 2, 80, 1946.

109. Вальдман В. Л. Зав. лаб. 11, 1077, 1945; Журн. техн. физ., 16 , 485, 493, 1946.

НО. Вальдман В. Л. Коллоидн. жури., 9, 408, 1947; Труды второй конференции по трению и износу. Изд. АН СССР, 2, 491, 1948.

111. Великовский Д. С. Труды совещания по вязкости жидкостей и коллоидных растворов. Изд. АН СССР, 1, 161, 1941.

112. Л и п ш т е й и Р. А. Присадки к смазочным маслам. Гостоптехиздат, М.-Л., 1946.

113. Т в е р ц и и в. С. Грози, нефт. хоз., № 2-3, 22, 1922; Т ы ч и -и и н Б. Там же, № 3-4, 1923.

114. Фукс г. И. Сб. «Низкотемпературные свойства нефтепродуктов». Гостоптехиздат, М., 38, 1949; Ф у к с Г. И. и С о б о л е в а А. К. Сб. «Исследование и применение нефтепродуктов». Гостоптехиздат, 182, 1948.

115. С о к о л о в в. в. Труды второй конференции по трению и износу в машинах. Изд. АН СССР, 3 , 326, 1949.

116. Van Home. Ind. Eng. Chem., 41 (5), 952, 1949.

117. И в a и 0 в P. г., г о л е и е в П. М. и Тиндо П. С. Смазочные масла и консистентные смазки. Ассортимент и применение. Стандартгиз. М., 1949.

118. И в а и о в К. И. и Г у т ц а й т А. М. Нефт. хоз., 6 , 32, 1937.

119. П е т р о в Н. П. Изв. Технол. ин-та за 1885 г. СПб, Ж. Р. Ф. X. Об. 16, часть физ., 14-20, 1884; Sur le frottemenent des liquides. Изв. АН СССР, 5, № 5, 395, 1896.

120. Блох Л. С. и ДобрянскийА. Ф. Вязкость нефтяных продуктов. М.-Л., 1927.



ГЛАВА Vll

РЕОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КОНСИСТЕНТНЫХ СМАЗОК § 26. Реологические CBOifcTBa и применение консистентных смазок

Консистентные смазки представляют собой минеральные масла, загущенные мылами и техническими твердыми углеводородами. В зависимости от природы и концентрации загустителя реологические свойства смазок могут изменяться в широких пределах. Большинство из них обладает пределом текучести и относится к пластичным телам, но изготовляются также жидкие малозагу-щенные смазки. В литературе [6] часто отождествляют консистентные смазки с пластичными и рассматривают способность сохранять свою форму при комнатной температуре в качестве характерного признака этой группы нефтепродуктов. Д. С. Великовский [4] считает основным классификационным признаком, определяющим консистентные смазки, наличие аномальной вязкости, обусловленной структурообразованием загустителя. Такой признак охватывает пластичные и жидкие (псевдопластичные) смазки.

В зависимости от характера применения консистентные смазки делятся на следующие пять групп [2, 4]: 1) антифрикционные, снижающие трение и износ; 2) протекционные (предохранительные), защищающие поверхность металла от коррозии; 3) фрикционные, предотвращающие скольжение; 4) уплотнительные (герметизирующие) и 5) диспергирующие, облегчающие обработку и приработку поверхностей.

Реологические свойства определяют эксплуатационные качества и область применения всех смазок; лишь для диспергирзщих смазочно-охлаждающих жидкостей они имеют второстепенное значение [7J. Подавляющее большинство смазок относится к первым двум группам, и в дальнейшем мы ограничимся рассмотрением антифрикционных и защитных смазок.

А* Реологические свойства и применение антнфрикционньк смазок

Антифрикционные смазки применяют для смазки тяжело-нагруженных и тихоходных трущихся деталей, нагретых поверхностей, на которых минеральное масло не удерживается вследствие

* в ассортимент отечественных смазок включено около 60 наименований [I], из них только одна специальная фрикционная и две уплотнительные-смазки.



высокой температуры, и в тех случаях, когда необходимо предохранить поверхности трения от коррозии и абразивного износа в запыленном и влажном воздухе. В зависимости от условий эксплуатации консистентные смазки могут подвергаться всем основным видам деформаций (см. § 1). В роликовых и шариковых подшипниках смазки работают на сдвиг, в подшипниках скольжения - на сдвиг и растяжение, в шестеренных и червячных парах - на сдвиг, растяжение и сжатие. В соответствии с этим требования к механическим свойствам смазок более разнообразны и специфичны, чем к смазочным маслам. Однако соотношение между параметрами механических свойств и поведением смазок в эксплуатации еще мало исследовано; в настоящее время даже не существует специальных методов для исследования чистого растяжения и сжатия смазок. По этой причине значение отдельных механических свойств может оцениваться только качественно.

При смазке скользящих твердых поверхностей антифрикционные смазки, как и смазочные масла, заменяют сухое трение металла своим внутренним трением. Гидродинамическая теория смазки, разработанная для жидких смазочных материалов, неприменима к консистентным смазкам, так как они не являются жидкостями.

Предел текучести консистентных смазок приводит к тому, что их влияние на статическое трение существенно отличается от воздействия на динамическое трение. Тангенциальный сдвиг твердой поверхности, смазанной консистентной смазкой, начинается при нагрузках, превышающих предельное напряжение сдвига смазки. Впрочем возможен сдвиг с весьма малой скоростью и ниже этой точки, но он не имеет практического значения в смазочном деле.

Проведенные автором исследования трения стали по стали, смазанной наиболее простой консистентной смазкой -минеральным маслом, загущенным церезином, показывают, что при малых нормальных нагрузках коэфициент статического трения в первую очередь зависит от предельного напряжения сдвига, а при больших нагрузках - от остаточной вязкости смазки. Предельное напряжение сдвига сказывается на коэфициенте динамического трения только при малой скорости сдвига, в то время как увеличение остаточной вязкости приводит к повышению трения при всех скоростях.

Высокое статическое трение консистентных смазок может создавать значительные трудности при запуске машин. По этой причине во многих случаях пользуются смазками с возможно меньшим пределом текучести, например, для коробок скоростей и диференциа-лов автомобилей [8], для механизмов, приводимых в движение маломощными двигателями, и т. д.

Способность смазки обеспечивать динамическое трение, зависящее от вязкости, а не от предела текучести, является весьма существенным их достоинством. В движущихся механизмах они работают как обычные смазочные масла, а при остановках вследствие предела текучести не стекают и не выжимаются из зазора между трущимися поверхностями.




0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 [ 74 ] 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106



Яндекс.Метрика