Демонтаж бетона: rezkabetona.su

Главная  Переработка нефти и газа 

Скачать эту книгу

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 [ 13 ] 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97

серы с 0,18 до 1,0 %, но незначительном повышении содержания меркаптановой серы с 0,005 до 0,009 %, коррозионная агрессивность топлива почти не изменяется.

Большое влияние на коррозионную агрессивность дизельных топлив оказывает глубина их гидроочистки, так как при этом вместе с сернистыми и ароматическими соединениями удаляются поверхностно-активные вещества, в результате чего ухудшаются защитные свойства топлив. Удаление поверхностно-активных веществ приводит к снижению способности топлива вытеснять влагу с поверхности металлов и образовывать защитную пленку.

Коррозионная афессивность дизельных топлив, в основном, зависит от содержания меркаптановой серы. Так, повышение содержания меркаптановой серы с 0,01 % (норма ГОСТ) до 0,06 % увеличивает коррозию более чем в 2 раза.

Коррозионная активность меркаптановой серы в дизельном топливе существенно зависит от присутствия в нем свободной воды и растворенного кислорода, которые ускоряют процесс образования меркаптидов.

Прямогонные дизельные топлива обладают более высокими защитными свойствами по фавнению с гидроочищенными. Сравнительно низкими защитными свойства.ми обладает газойль каталитического крекинга.

Защитные свойства мало зависят от фракционного состава. Зимнее и летнее топлива, полученные по одинаковой технологии, обладают примерно одинаковыми защитными свойствами.

Причиной повышенной коррозии и износа является присутствие втопливе металлов. В табл. 1.31 приведеныданные о содержании металлов в товарных дизельных топливах. Считают, что при содержании V > 5-10 % и Na > 20-10" % срок службы лопаток газовых турбин снижается в 2-3 раза.

Противоизносные свойства. Топлива являются смазочным материалом для движущихся деталей топливной аппаратуры быстроходных дизелей, пар трения плунжерных топливных насосов, запорных игл, штифтов и других деталей.

Смазывающие свойства топлив значительно хуже, чем у масел, так как и вязкость, и содержание поверхностно-активных веществ (ПАВ) в топливах меньше, чем их содержание в маслах. Противоизносные свойства топлив улучшаются с увеличением содержания ПАВ, вязкости и температуры выкипания.

1.31. Содержание металлов в дизельных топливах {х ю" %),

Номер образца

<0,5

<:0,3

0,35

<0,07

<0,3

0,15

<0,7

0,08

<0,3

<0,5

<0,3

0,35

<0,07

<0,7

0,02

<0,3

<0,5

<0,3

0,55

0,07

0,17

<0,7

0,18

<0,5

<0,3

0,35

0,07

<0,7

0,15

<0,3

<0,5

<0,3

0,35

<0,07

<0,7

0,12

<0,3

<0,5

<0,3

<0,07

<0,15

<0,7

<0,07

<0,3

<0,5

<0,3

0,06

0,12

<0,7

<0,07

<0,3

0,45

<0,07

<0,7

<0,07

<0,3

<0,5

<0,1

0,06

0,35

<0,15

<0,7

<0,07

<0,3

<0,5

<0,1

0,06

0,07

<0,7

<0,3

<0,1

<0,1

<0,1

<0,1

0,05

<0,3

В связи С ужесточением фебований к качеству дизельных топлив по содержанию серы и переходом на выработку экологически чистых топлив, гидроочистку их проводят в жестких условиях. При этом из дизельных топлив удаляются соединения, содержащие серу, кислород и азот, что негативно в,1ияет на их смазывающую способность. Наиболее реальным способом улучшения смазывающих свойств дизельного топлива является применение противоизносных присадок.

Химическая стабильность. Химическая стабильность дизельного топлива - способность противостоять окислительным процессам, протекающим при хранении. Эта проблема возникла с углублением переработки нефти и вовлечением в состав товарного дизельного топлива среднедистиллятных фракций вторичной переработки нефти, таких, как легкого газойля каталитического крекинга, висбрекинга, коксования. Последние обогащены ненасыщенными углеводородами, включая диолефины и дициклоолефины, а также содержат значительное количество сернистых, азотистых и смолистых соединений. Начичие гетероато.мных соединений, особенно в сочетании с ненасыщенны.ми углеводородами, способствует их окислительной полимеризации и поликонденсации, тем самым влияя на образование смол и осадков. Самыми сильными промоторами смоло- и осадкообразования являются азотистые и сернистые соединения.

Химическая стабильность оценивается по количеству образовавшегося в топливе осадка (мг/100 мл) по ASTM D 2274. Легкий газойль каталитического крекинга (ЛГКК) по химической стабильности сушсст-



венно уступает прямогонным или гидроочищенным дистиллятным фракциям.

Содержание ЛГКК 43/107 в топливе, % ...о 10 20 30 40 100 Норма Осадок, мг/100 мл.................................. 1,2 5,5 7,2 8,9 10,3 21,5 <2,0

Ассортимент, качество и состав дизельных топлив

Нефтеперерабатывающей промышленностью вырабатывается дизельное топливо по ГОСТ 305-82 трех марок (табл. 1.32): Л - летнее, применяемое при температурах окружающего во:шуха О °С и выше; 3 - зимнее, применяемое при температурах до -20 °С (в этом случае зимнее дизельное топливо должно иметь / < -35 °С и < -25 °С), или зимнее, применяемое при температурах до -30 °С, тогда топливо должно иметь t < -45 °С и г, <-35 °С), марки А - арктическое, температура применения которого до -50 °С. Содержание серы в дизельном топливе марок Л и 3 не превышает 0,2 % - для I вида топлива и 0,5 -- для II вида топлива, а марки А - 0,4 %. Для удовлетворения потребности в дизельном топливе разрешаются по согласованию с потребителем выработка и применение топлива с температурой застывания О °С без нормирования температ>ры помутнения.

В соответствии с ГОСТ 305-82 принято следующее условное обозначение дизельного топлива: летнее топливо заказывают с учетом содержания серы и температуры вспышки (Л-0,2-40), зимнее - с учетом содержания серы и температуры застывания (3-0,2-минус 35). В условное обозначение на арктическое дизельное топливо входит только содержание серы: А-0,2.

Дизельное топливо (ГОСТ 305-82) получают компаундированием прямогонных и гидроочищенных фракций в соотношениях, обеспечивающих требования стандарта по содержанию серы. В качестве сырья для гидроочистки нередко используют смесь среднедистиллятных фракций прямой перегонки и вторичных процессов, чаше прямогонного дизельного топлива и легкого газойля каталитического крекинга. Содержание серы в прямогонных фракциях в зависимости от перерабатываемой нефти колеблется в пределах 0,8-1,0 % (для сернистых нефтей), а содержание серы в гидроочищенном компоненте - от 0,08 до О, I %.

Дизельное экспортное топливо (ТУ 38.401-58-110-94) вырабатывают Д;1Я поставок на экспорт, содержание серы 0,2 % (табл. 1.33). Исходя из требований к содержанию серы, дизельное экспортное топливо получают гидроочисткой прямогонных дизельных фракций. Для оценки его качества по требованию .щказчиков определяют

1.32. Характеристики дизельного топлива (ГОСТ 305-82) У

Показатели

Цетановое число, не менее

фракционный состав:

50 % перегоняется при температуре, "С, не выше

90 % перегоняется при температуре (конец перегонки),

С, не выше Кинематическая вязкость при 20 "С, мм/с Температура застывания, С, не выше, для климатической зоны:

умеренной

холодной

Температура помутнения, С, не выше, для климатической зоны: умеренной

ХОЛОДНО!

Температура вспышки в закрытом тигле, С, не ниже:

для тепловозных и судовых дизелей и газовых турбин

для дизелей общего назначения Массовая доля серы, %, не более, в топливе:

вида I

вида II

Массовая доля меркаптановой серы, %, не более Содержание фактических смол, мг/100 см топлива, не более

Кислотность, мг КОН/100 см топлива, не более Йодное число, г 1/100 г топлива, не более Зольность, %, не более Коксуемость 10 %-ного остатка, %, не более Коэффициент фильтруемости, не более Плотность при 20 °С, кг/м, не более

Норма для марок

360 3,0-6,0

0,20 0,50

0,01

6 0,01 0,20

45 280

340 1,8-5,0

-35 -45

-25 -35

0,20 0,50

0,01

6 0,01 0,30

330 1,5-4,0


Примечание, Для тогшив марок Л, 3, А; содержание сероводорода, водорастворимых кислот и щелочей, механических примесей и воды - отсутствие, испытание на медной пластинке -выдерживают.

дизельный индекс (а не цетановое число, как принято ГОСТ 305-82). Кроме того, вместо определения содержания воды и коэффициента фильтруемости экспресс-методом устанавливают прозрачность топлива При температуре 10 °С.



1.33. Характеристики дизельного экспортного топлива (ТУ 38.401-58-110-94)

Показатели

Норма для марок

Дизельный индекс, не менее

Фракционный состав: перегоняется при температуре, "С, не выше:

Кинематическая вязкость при 20 °С, мм7с

3,0-6,0

2,7-6,0

Температура, С:

застывания, не выше

предельной фильтруемости, не выше

вспышки в закрытом тигле, не ниже

Массовая доля серы, %, не более, в топливе:

вида 1

вида II

Испытание на медной пластинке

Выдерживает

Кислотность, мг КОН/100 см топлива, не более

Зольность, %, не более

0,01

0,01

Коксуемость Ю %-ного остатка, %, не более

Цвет, ед. ЦНТ, не более

Содержание механических примесей

Отсутствие

Прозрачность при температуре 10 °С

Прозрачно

Плотность при 20 °С, кг/м не более

Зимние дизельные топлива с депрессорными присадками. С 1981 г. вырабатывают зимнее дизельное топливо марки ДЗп по ТУ 38.101889-81 (табл. 1.34). Получают его на базе летнего дизельного топлива с = = -5 °С. Добавка сотых долей присадки обеспечивает снижение предельной температуры фильтруемости до -15 °С, температуры застывания до -30 °С и позволяет использовать летнее дизельное топливо в зимний период времени при температуре до -15 °С.

Для применения в районах с холодным климатом при температурах -25 и -45 °С вырабатывают топлива по ТУ 38.401-58-36-92. Согласно техническим условиям получают две .марки тогыива: ДЗп-15/-25 (базовое дизельное топливо с температурой помутнения -15 °С, товарное - с предельной температурой фильтруемости -25 °С) и арктическое дизельное топливо ДАП-35/-45 (базовое топливо с температурой помутнения -35 "С, товарное - с предельной температурой фильтруемости -45 °С).

1.34. Хврактеристики зимних дизельных топлив с депрессорными присадками

Показатели

Нормы для марок

ДЗП-15/-25

ДАП-35/-45

ТУ 38.101889 -81

ТУ 38.401-58-36-92

Цетановое число, не менее

фракционный состав:

перегоняется при температуре, С, не выше:

90 % (конец перегонки)

Кинематическая вязкость для дизелей общего

3,0-6,0

1,8-6,0

1,5-5,0

назначения при 20 С, мм/с

Температура, °С, не выше;

застывания

помутнения

предельной фильтруемости

Температура вспышки в закрытом тигле, "С, не ниже:

для дизелей общего назначения

для тепловозных и судовых дизелей

Массовая доля серы, %, не более, в топливе:

вида 1

вида II

Массовая доля меркаптановой серы, %, не более

0,01

0,01

0,01

Концентрация фактических смол, мг/100 см базового

топлива, не более

Кислотность, мг КОН/100 смтоллива, не более

Йодное число, г 1/100 г топлива, не более

Зольность, %, не более

0,01

0,01

0,01

Коксуемость 10 %-ного остатка, %, не более

Коэффициент фильтруемости, не более:

для базового топлива

для топлива с присадкой

Плотность при 20 С, кг/м, не более

Цвет, ед. ЦНТ, не более

Примачание. Для топлив всех марок: содержание сероводорода, водорастворимых кислот и щелочей, механических примесей и воды - отсутствие; испытание на медной пластинке - выдерживают.

7- .

1890




0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 [ 13 ] 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97



Яндекс.Метрика