Демонтаж бетона: rezkabetona.su

Главная  Переработка нефти и газа 

Скачать эту книгу

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 [ 85 ] 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97

Стандартная спецификация ASTM D 1655;

Руководящий материал международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) от декабря 1994 г.

Реактивное топливо, удовлетворяющее требованиям AFQR-JOS, в документах маркируется как Jet А-1.

На территории СНГ реактивные топлива типа керосин производятся по ГОСТ Р 10227 под марками ТС-1 и РТ.

Классификация топлив, как нормативный документ, в отечественной практике отсутствует, конкретные требования находят отражение в нормативной документации по видам топлив (ГОСТ, ОСТ), а также в технических условиях.

Классификация масел

Индустриальные масла

Среди классификаций на масла наиболее полно разработаны стандарты серии МС ИСО 6749 «Смазочные материалы, индустриальные масла и родственные продукты (Класс I). Классификации групп.»

Классификация включает 18 групп продуктов, на которые делится этот класс в соответствии с областью применения (табл. 15.3).

Использование международной классификации, построенной по принципу применения смазочных материалов, позволяет сгруппировать смазочные материалы, выпускаемые в различных странах под различными фирменными наименованиями, в классы по области применения, что значительно облегчает решение задачи по подбору смазочных материалов для оборудования.

Взаимозаменяемость смазочных материалов, производимых в разных странах и предназначенных для разной техники, устанавливают путем комплексной оценки их функциональных свойств на лабораторных приборах и установках, стендах с модельными и натурными узлами трения, полноразмерных двигателях, в реальных машинах и механизмах в условиях эксплуатации.

Принципы и критерии оценки этих свойств, а также оборудование, используемое при проведении испытаний всех видов, в разных странах, в основном, одинаковы. Однако конкретные - лабораторные, стендовые, моторные и эксплуатационные методы могут заметно отличаться. Кроме того, среди специалистов даже одной

15 3 Классификация смазочных материалов, индустриальных масел и родственных продуктов. Деление на группы согласно области применения --------==;

Группа

D Е F G Н

N Р Q R Т

X Y Z

Применение

Открытые общие системы

Освобождение от формы

Зубчатые передачи

Компрессоры (включая охлаждение)

Двигатели внутреннего сгорания

Шпиндели, подшипники и связанные с ними сцепления

Ползуны

Гидравлические системы Металлообработка Электроизоляция Пневматические инструменты Теплопередача

Временная защита от коррозии Турбины Термообработка Применения, требующие смазки Прочее применение Цилиндры для паровых машин

Этот класс охватывает газовые и паровые турбины, различие будет сделано на дальнейшей стадии классификаций,

страны может не быть единой точки зрения по поводу приводимой классификации методов, т.е. эта классификация в значительной

степени условна.

В главе 6 настоящего справочника достаточно подробно изложена классификация индустриальных масел с учетом международной классификации.

Моторные масла

Всемирную известность приобрели классификации моторных

масел по SAE и API.

Моторные масла классифицируют по вязкости, эксплуатационным свойствам. Кроме того моторные масла подразделяют на энергосберегающие (Energy Conserving) и не обладающие способностью уменьшать расход топлива в сравнении с эталонным маслом.

В основе классификации по вязкости лежит стандарт SAE J 300 «Классы вязкости моторных масел», в котором маслам присваивают




обозначения в соответствии с их вязкостью при 100 °С и при отрицательной температуре (табл. 15.4).

Класс масла по SAE характеризует только вязкость масла и не дает информации о его эксплуатационных свойствах.

Область применения определяется эксплуатационными свойствами масла.

Наиболее распространенной классификацией по эксплуатационным свойствам и областям применения моторных масел является классификация API (табл. 15.5).

15.4 Классификация моторных масел по вязкости - SAE J 300 (апрель 1997 г.)

Низкотемпературная вязкость

Высокотемпературная вязкость

Класс

Прокачиваемость",

Прокачиваемость!,

Кинематическая вяз-

При высо-

вяэкости

мПа-с, max, при темпе-

мПа-с, max, при темпе-

кость1, мм, при ЮОС

кой ско-

по SAE

ратуре, С

ратуре, С

рости сдвига", мПа-с, при 150 С и 10.с, мин

3250 при -30

60 ООО при-40

3500 при -25

60 ООО при-35

3500 при -20

60 ООО при -30

3500 при-15

60 ООО при-25

4500 при-10

60 ООО при-20

6000 при -5

60 ООО при-15

<9,3

<12,5

12,5

<16,3

2,9 (10W-40, 5W-40, 10W-40

классы)

12,5

<16,3

3,7 (15W-40, 20W-40, 25W-40, 40 классы)

16,3

<21,9

21,9

<26,1

" ASTM D 5293-имитатор холодного пуска CCS;

«i ASTM D 4684 и Д 3829 - мини-ротационный вискозиметр MPV;

" ASTM D 445 - стеклянный капиллярный вискозиметр;

" ASTM D 4683 - конический имитатор подшипника.

15.5 Классификация API моторных масел

по эксплуатационным свойствам и областям применения

Классы масел

Рекомендуемая область применения

SA-SB-SC* SD-SE* SF* SG-SH SJ

CA* CB* CC* CD-

CD-II* CE

CF-4 CF-2 CG-4

Категория S (масла для бензиновых двигателей)

Двигатели, работающие в легких условиях Двигатели, работающие при умеренных нагрузках

Двигатели, работающие с повышенными нагрузками (модели выпуска до 1964 г.) Двигатели, работающие в тяжелых условиях (модели выпуска до 1968 г.) Двигатели, работающие в тяжелых условиях (модели выпуска до 1972 г.) Двигатели, работающие в тяжелых условиях на незтилированном бензине Двигатели выпуска с 1989 г. Двигатели выпуска с 1994 г. Двигатели выпуска с 1997 г.

Категория С (масла для дизелей)

Двигатели, работающие при умеренных нагрузках на малосернистом топливе Двигатели без наддува, работающие при повышенных нагрузках на сернистом топливе Двигатели (в том числе с умеренным наддувом), работающие в тяжелых условиях Двигатели с высоким наддувом, работающие в тяжелых условиях на высокосернистом топливе

То же, с учетом специфических требований двухтактных дизелей

Двигатели с высоким наддувом (модели выпуска с 1983 г.), эксплуатируемые в тяжелых

условиях (высокие нагрузки, малая частота вращения)

Двигатели выпуска с 1990 г.

Улучшенные характеристики CD-II для двухтактных дизелей

Двигатели выпуска с 1994 г. Улучшены характеристики CF-4 и ужесточены требования к токсичности отработанных газов

Эти классы масел отменены.

Универсальные масла имеют двойное обозначение (SF/CD, CE/SG).

При эксплуатации автомобилей и другой техники применяют масла рекомендуемых классов по SAE с эксплуатационными свойствами по API.

Классификацию моторных масел для европейских двигателей разработал ССМС (АСЕА). Классификация ССМС разработана отдельно лля бензиновых и дизельных двигателей, как и в API (табл. 15.6).

Отдельные классы масел ССМС по свойствам сопоставимы с маслами API и определяются комплексами лабораторных и моторных испытаний, как правило по стандартам ASTM, СЕС, IP или DIN.




15.6 Классификация ССМС моторных масел по эксплуатационным свойствам

Классы масел


Рекомендуемая область применения

Масла для бензиновых двигателей

Двигатели, работающие в обычных условиях

Двигатели современных легковых автомобилей, работающие в ужесточенных условиях Двигатели современных и перспективных автомобилей, предъявляющие высокие требования к вязкостным и противоокислительным свойствам масла Двигатели современных и перспективных автомобилей, используемые для езды на скоростных автострадах

Двигатели спортивных скоростных автомобилей, предьявляющие особые требования к противоокислительным, вязкостным и противоизносным свойствам масла

Масла для дизелей

Двигатели без наддува, работающие при обычных условиях

Двигатели без наддува для тяжелых условий или с наддувом для умеренных условий

Двигатели с наддувом для особо тяжелых условий

Дизели легковых автомобилей

Двигатели с высоким наддувом, работакццие в тяжелых условиях Двигатели с высоким наддувом, работающие в особо тяжелых условиях Двигатели с турбонаддувом для легковых автомобилей, предъявляющих особые требования к диспергирующим свойствам масла

С 1 января 1996 г. взамен классификации ССМС введена классификация АСЕА. Она пересмотрена и дополнена в 1998 г. Классификация АСЕА разработана при взаимодействии с европейскими организациями: СЕС, АТС и ATIEL.

Классификация АСЕА распространяется на масла для бензиновых двигателей (классы А1-96, А2-96, АЗ-96), дизелей легковых (классы В1-96, В2-96, ВЗ-96) и дизелей грузовых (классы Е1-96, Е2-96, ЕЗ-96) машин. После изменений и дополнений введены новые классы А1-98 и АЗ-98 для бензиновых двигателей, В1-98, В2-98, ВЗ-98 и В4-98 для дизелей легковых автомобилей и Е4-98 для дизелей грузовиков.

Наряду с разработкой новых требований к эксплуатационным свойствам моторных масел АСЕА устанавливает новую систему контроля качества.

Эксплуатационные свойства, заявленные на основании новых методов испытаний АСЕА, должны быть подкреплены результатами 528 «Справочник»---

моторных испытаний, полученными в условиях применения новой системы.

Новая система, известная как Европейская система контроля качества моторных масел (EELQMS), разработанная совместно вышеуказанными организациями, обеспечивает процесс для программы разработки европейских моторных масел. EELQMS включает в себя требования регистрации испытаний, наработки данных и изменения композиций. Все испытания должны быть зарегистрированы до их проведения в Европейском регистрационном центре - независимой организации, имеюшей опыт в контроле порядка проведения испытаний.

Автомобилестроительные фирмы США и Японии, сотрудничая с 1LSAC, сформулировали требования к моторным маслам для бензиновых двигателей легковых автомобилей. До сих пор в классификации ILSAC имеется два класса, обозначаемые GF-1 и GF-2. Они близки классам API SH и SJ соответственно.

В принципе отечественная классификация моторных масел аналогична общепринятой и подробно рассмотрена в главе 2 настоящего справочника.

Трансмиссионные масла

Требования к качеству трансмиссионных масел, предназначенных для разнообразной техники, чрезвычайно велики, что обусловливает необходимость ее классификации.

Аналогично моторным маслам распространение получили две системы классификации: SAE по вязкости и API по эксплуатационным свойствам.

Согласно классификации SAE автотракторные трансмиссионные масла делятся по вязкости на 6 классов (табл. 15.7).

Для классов, имеющих индекс W (зимний) установлены требования к низкотемпературным свойствам: для каждого класса принята максимальная температура, при которой динамическая вязкость, определенная на вискозиметре Брукфильда не превышает 150 Пас.

Если в обозначении трансмиссионного масла по SAE указаны два класса вязкости через дефис, то это означает, что масло является всесезонным для определенной климатической :юны. Например, масло SAE 75W-90 имеет низкотемпературные свойства класса вязкости

34 - 1890




0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 [ 85 ] 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97



Яндекс.Метрика