Демонтаж бетона: rezkabetona.su

Главная  Переработка нефти и газа 

Скачать эту книгу

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 [ 14 ] 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121


Рис. 1.16. Вид сверху на подогреваемую снизу жидкость при конвекции Бенара

Синергетика предоставляет возможность построения моста между естественными науками и науками о человеке. В частности, она дает некоторое представление о том, как поток неупорядоченных сигналов, воспринимаемых органами чувств, преобразуется в упорядоченные сигналы [14].

В работе [26] построена синергетическая модель социокультурной эволюции, позволяющая провести плодотворные аналогии между динамикой фотонов в лазере и взаимодействием информационных «квантов» или мемов (от англ. memory - «память») в человеческом сообществе. По Р. До-кинзу, в основе эволюции культуры лежит репликатор (от replicare - «отражать», «копировать») - самовоспроизводящаяся единица информации, культурный образец [26]. Репликатор создает свои более или менее точные копии (реплики, мемы), которые сами могут быть репликаторами, мутируют и конкурируют с другими репликаторами. Культурная эволюция, согласно этой модели, представляет собой цепь переходов к новому стилю мышления (новому порядку) через хаос в моменты бифуркаций, когда побеждают наиболее активные мемы. Аналогично этому, когда плотность фотонов в лазере становится выше критической, между усиливающимися волнами света возникает конкуренция, и, в конце концов, одна волна побеждает все остальные - возникает когерентное излучение.

Двигателями культурной эволюции являются изобретатели новых репликаторов. Архетип таких генераторов идей составляет бессознательная противоположность устоявшемуся мнению, тому, что человек настойчиво утверждает в своем сознании, уступая сложившимся нормам. К. Г. Юнг называет такого культурного героя трикстером (от trick -«трюк») [26].

смысле можно рассматривать как переменные. Но, по сравнению с действиями, которые они вызывают, они меняются более «медленно».



1.3.1. Хаос и порядок

Хаос и порядок образуют диалектическую пару категорий, неотделимых друг от друга. Как уже отмечалось, в сложных системах, управляемых малым числом параметров порядка, возможно возникновение структур с хаотичной динамикой. Такой вид хаоса является детерминирован-

Типичным примером такого процесса самоорганизации общественного сознания является история становления самой синергетики, видимой нам как история структурирования мышления новым репликатором, несущим идею самоорганизации (самоорганизация теории самоорганизации [26]; трикстерами синергетики справедливо считать Г. Хакена и Б. Мандельброта). Эта идея, зародившись в физике (нелинейной динамике), проникает в самые различные области науки. В каком-то смысле в этом проявляется «историческая тенденция физики проглотить предметы, которые до этого казались никоим образом с ней не связанными» [27]. Следует подчеркнуть, что синергетику не следует рассматривать как очередной рецидив механистизма («физикализма» [25]). Она признает, что, кроме законов физики, существуют еще и другие, дополнительные законы, связанные с возникновением новых качеств сложных систем.

В. В. Тарасенко отмечает [11], что введение фрактальной концепции шло не по пути изменения или введения новой, неевклидовой аксиоматики, а по пути создания устойчивых практик узнавания фрактала в феноменах математики и природы. По существу, Мандельброт разрушил евк-лидианскую исследовательскую программу. Он и представление о фрактале вводил фрактально: вначале он ввел «затравку» - сам термин «фрактал», - а затем запустил интерсубъективный механизм самоорганизации научного понятия путем развития ассоциаций между термином «фрактал» и объектами природы [11].

Отметим, что трикстер - далеко не идеальный герой, он часто ассоциируется с плутом и обманщиком, способным изменять свой облик, любящим коварные розыгрыши и злые выходки. Подобно Меркурию, его природа двойственна - наполовину животное, наполовину божественное [26]. Может быть, в этом причина того, что на ранних этапах развития теории новые идеи часто используются без должного критического анализа, имеющиеся данные «подгоняются» под модную теорию. Не миновала чаша сия и синергетику. Тем не менее в конкурентной борьбе идей репликации синергетики уверенно побеждают, насыщая науки о сложных природных системах новыми постановками задач и предоставляя новые методы анализа и управления. Ниже приведены некоторые примеры применения синергетических подходов в различных областях человеческой деятельности и, в частности, в нефтяной науке.



ным, и синергетика позволяет обнаружить детерминированную основу, порядок в этих случайных колебаниях. Но одновременно, согласно И. При-гожину, и хаос лежит в основе порядка, поскольку эволюция сложных систем есть цепь бифуркаций, в окрестностях которых возникает хаос, помогающий сменить старый порядок на новый. Таким образом, хаос несет и конструктивное начало.

(Конечно, переходный хаос может привести и к негативным результатам. Так, 15 июля 1977 г. Нью-Йорк внезапно погрузился в темноту. Причиной катастрофы был переход энергетической системы города из равновесного состояния в хаотическое, вызванный дисбалансом выработки и потребления электроэнергии. Неожиданно из энергетической системы города выпал крупный потребитель. Системы автоматики и диспетчерской службы не успели отключить эквивалентную этому потребителю, по существу, работающую на него генерирующую станцию. Образовался разрыв между генерацией энергии и ее потреблением, и в результате энергетическая система перешла из состояния равновесия в хаотическое.)

Отметим, что понятие красоты также оказывается неразрывно связанным с диалектической парой «порядок - хаос».

Истинно красивым является что-то неожиданное, новое (хаос), внезапно прерывающее установившееся, привычное (порядок). Чтобы подчеркнуть новизну, должна существовать привычная основа [28]. Так, во время хоровода повторяющиеся движения танцоров, вставших в круг, время от времени прерываются неожиданными элементами, придающими танцу красоту и притягательность.

Идея хаоса как парадоксальной, изменчивой основы видимого порядка вещей была близка русской классической литературе. Набоков писал: «Мир Гоголя сродни таким концепциям в современной физике, как «вселенная-гармошка» или «вселенная-взрыв»; он не похож на спокойно вращавшиеся подобно часовому механизму миры прошлого века. В литературном стиле есть своя новизна, как и в пространстве, но не многим из русских читателей хочется нырнуть стремглав в гоголевский магический хаос».

Ди Культер, директор Института педагогических исследований в Боулдере, считает, что слушание джазовой музыки стимулирует творческую работу и помогает решать вопросы, которые не поддаются простым решениям [29]. Джаз врывается в хаос и из хаоса создает порядок. Культер считает, что музыка Майлза Дэвиса, Джона Колтрейна и авангардного композитора Джона Кейджа способна завести слушателя в область тета-созна-ния - область высокотворческих волн мозга, которые связаны с художественным и духовным прозрением.

В то же время музыка Моцарта стимулирует генерацию мозгом бета-волн обычного сознания (но очень качественных). И наоборот, рок, рэп и другие музыкальные жанры, которые основаны на ритмах и являются ин-




0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 [ 14 ] 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121



Яндекс.Метрика