Демонтаж бетона: rezkabetona.su

Главная  Переработка нефти и газа 

Скачать эту книгу

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 [ 30 ] 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63

Таблица 7.2

Допускае.мые значения коэффициентов концентрации

Надежность

Длина

Коэффициенты концент-

Значения коэффициентов концентрации при различных т

участка Я (Л

участка L, км

рации напряжений

1,128 2,297

1,241 3,444

1,354 4,588

1,466 5,732

1,579 6,877

1,692 8,022

1,805 9,166

0,99

доп доп

1,116 2,053

1,228 3,061

1,339 4,069

1,452 5,077

1,563 6,085

1,675 7,093

1,786 8,1

доп ке доп

1,111 1,931

1,222 2,866

1,333 3,8

1,444 4,735

1,555 5,669

1,666 6,603

1,777 7,538

ftp доп fte доп

1,094 1,695

1,203 2,503

1,313 3,312

1,422 4,12

1,531 4,928

1,641 5,737

1,75 6,542

0,999

ftp доп ftg доп

1,087 1,598

1,196 2,343

1,305 3,089

1,413 3,835

1,522 4,581

1,631 5,327

1,739 6,07

ftp доп fte доп

1,083 1,532

1,191 2,225

1,299 2,918

1,408 3,61

1,516 4,304

1,625 4,99

1,733 5,689

давление испытания должно обеспечить выявление всех дефектов, дающих больший уровень концентрации напряжений, чем приведенные для соответствующих значений т. Как уже отмечалось, коэффициент m определен по пределу текучести. По-это.му испытательное давление должно составлять

Рисп =/"Рраб-

(7.3)

В зависимости от m изменяется при заданном уровне надежности и Рисп.

Как было показано в § 6.7, значения упругих концентраций в зонах различных дефектов не превосходят ke=45. При таком уровне концентрации напряжений и мере надежности Р(7)=0,99, как видно из табл. 7.2, коэффициент запаса - 1,30, а при мере надежности Р(7) =0,999 т1,55. Можно определить m и для других мер надежности, например 0,8; 0,9. Но это уже низкий уровень, и целесообразность этой меры должна быть как-то обоспована-

Из табл. 7.2 также видно, что чем длиннее участок, тем меньше коэффициент допустимой концентрации при заданной надежности. Так, среднее значение т для трех участков составляет 1,3 при кеЛ14-5; если же исследовать участок 40 км, то для него т=1,2 при Р(7)=0,99 п т=\,4 при Р(7) =0,999.

Выше было от.мечено, что длина трубопровода является существенным фактором при определении надежности, а следовательно, и т. Чем больше длина участка (находящегося по всей длине в одинаковых условиях), тем больше вероятность наличия на нем дефектов с высоким уровнем концентрации напряжений, следовательно, и испытательное давление для него в соответствии с зависимостью (7.3) должно быть большим.

Испытательное давление должно определяться при проектировании для каждого характерного участка. Поэтому представляется целесообразным рассмотреть принципы деления трубопроводов иа характерные участки с определенными требованиями по их прочности и испытательному давлению.

§ 7.3. ДЕЛЕНИЕ ЛИНЕЙНОЙ ЧАСТИ ТРУБОПРОВОДОВ НА УЧАСТКИ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ

Такое деление проводится с целью обеспечения определенного, требующеюся в конкретных условиях, уровня надежности участка трубопровода. В числе мер, регулирующих этот уровень,- увеличение толщины стенки труб, улучшение защиты от коррозии, увеличение испытательного давления, более строгий пооперационный контроль и др.

В основу деления участков трубопроводов на категории должны быть положены следующие принципы:

все участки одной категории должны обладать одинаковой несущей способностью независимо от характеристик материала труб. Природные условия участков одной категории должны обусловить достаточную одинаковость внешних воздействий на трубопровод, что приведет к возникновению в трубах на участках одной категории однородных внутренних условий;

на участках, где необходим более высокий уровень надежности не по природным условиям, а по условиям безопасности сооружений, расположенных вблизи трубопровода, несущая способность труб должна полностью исключать их разрушение пли вероятность разрушения их должна быть не больше заданной;

необходимо обеспечить минимум или полностью исключить возможность вредного воздействия перекачиваемого продукта на окружающую среду (например, на пересечениях рек, веч-иомерзлых грунтов, в акваториях морей и т. п.).

Из приведенного очевидно, что наиболее высоким запасом несущей способности должны обладать участки, охарактеризованные по второму и третьему принципам, т. е. участки, при разрушении которых может быть причинен наибольший ущерб окружающей природе и различным сооружениям.

Естественные условия местности, по которым могут прокладываться магистральные трубопроводы, можно подразделить



на следующие основные типы: освоенные равнины, пустыни, болота, вечномерзлые грунты, водные преграды, горы.

Сооружение и эксплуатация трубопроводов на освоенных равнинах осуществляется наиболее просто. Вследствие того что освоенные равнины сложены, как правило, достаточно плот-ны.ми грунтами, условия работы трубопроводов оказываются весьма благоприятными. Это же в общем относится и к пустынным районам. И хотя устойчивость грунтов в незакрепленных барханах мала, тем не менее, учитывая законы формирования и движения барханов, можно уложить трубопровод таким образом, чтобы при любых переформированиях грунтов его устойчивость была обеспечена. При этом трубопроводы не должны иметь каких-либо дополнительных запасов несущей способности. Поэтому трубопроводы, прокладываемые иа освоенных равнинах и в пустынях, должны составить участки низшей категории по несущей способности.

Болота представляют очень сложные для строительства и эксплуатации участки. Обеспечение устойчивого положения труб на таких участках - весьма сложная задача. Существенное различие с точки зрения эксплуатационной надежности могут иметь лишь болота различной глубины и протяженности: глубина болота меньше или равна глубине заложения труб и глубина болота больше глубины заложения труб. В нервом случае условия работы самих труб практически одинаковы с условиями в обычных равнинных грунтах, и эти участки могут быть отнесены к участкам более низких категорий.

Соответственно участки болот большой глубины могут быть отнесены к более высокой категории. Это объясняется тем, что при большей глубине болот существенно усложняется проблема обеспечения устойчивости трубопровода (см. гл. 3). Потеря устойчивости, сопровождаемая искривлением труб, приводит к возникновению дополнительных изгибающих усилий. Отнесение таких участков болот к более высокой категории диктуется условиями обеспечения несущей способности трубопроводов. Несколько иначе следует рассматривать болота малой глубины (меньше расчетной глубины заложения труб). При ширине таких болот 250-500 м строительные и восстановительные работы производятся достаточно просто. При большей ширине и строительство и ремонт осложняются. Осложнение строительных работ способствует нанесению на трубы большего числа строительных дефектов, что повышает вероятность разрушения труб в процессе эксплуатации. Поэтому требования к несущей способности таких участков должны быть повышены. Более подробно классификация болот применительно к трубопроводному строительству приведена в гл. 10.

вечномерзлые грунты вызывают большие опасения с точки зрения как несущей способности трубопроводов, так и сохране-

ипя естественного состояния мерзлых грунтов. Однако эти опасения справедливы не для всех видов мерзлоты. Поэтому предложена классификация, в которой учитывается возможное оттаивание мерзлоты. Если осадка оттаявших мерзлых грунтов не превышает 10 % толщины оттаивающего слоя грунта, то никаких дополнительных мер (по сравнению с участками низи1ей категории) по увеличению несущей способности труб принимать не следует.

Более просто решается вопрос о категорийностн участков труб на пересечениях водных преград. Условие одно: попадание вредных продуктов в реки, ручьи и другие водоемы должно быть исключено. Поэтому все подводные трубопроводы, кроме водоводов, которые не загрязняют водоем, должны быть отнесены к высшей категории.

Трубопроводы, прокладываемые в горной местности на участках с продольными уклонами более 20°, а также на поперечных уклонах в оползающих грунтах, на пересечениях селей, должны быть отнесены к высшей категории, так как они подвергаются дополнительному силовому воздействию грунта, которое практически одинаково для любых уклонов более 20°.

При меньших уклонах оползание грунтов как на продольных, так и иа поперечных уклонах наблюдается редко, поэтому эти участки трубопроводов можно отнести к участкам низшей категории.

Что касается трубопроводов для жидких продуктов (нефть, нефтепродукты и т. п.), оказывающих при аварии вредное воздействие на окружающую среду, то при выделении участков высшей категории нужно иметь в виду не только силовые факторы, lio и то обстоятельство, в како.м объеме и куда потечет продукт в случае разрушения горного трубопровода. Здесь ул<е крутизна уклона значения не имеет. При любом уклоне жидкость, вытекающая из трубопровода, может попасть в ручей, реку, в долину, где расположен поселок, и т. д.

Трубопроводы в пределах возможной зоны влияния на различные сооружения (железные дороги, НС и КС, населенные пункты и т. п.) независимо от рельефа местности, характера грунтов и т. п. должны относиться к участкам высшей категории.

Таким образом, надежность трубопровода в целом и отдельных его участков обеспечивается комплексом мер: улучшение технологии строительства, закрепление грунтов, строительство защитных сооружений, улучшение средств и методов защиты труб от коррозии и т. п. Если считать, что все эти мероприятия к моменту ввода трубопровода в эксплуатацию закончены, а конструкции и сооружения электрохимзащиты, обеспе-чиваюише эксплуатацию линейной части трубопровода, выполнены в соответствии с проектом, то основные требования к тому или иному участку трубопровода будут определяться



уровнем, надежности по несущей способности и величиной испытательного давления.

При назначении расчетного уровня надежности магистрального трубопровода и его отдельных участков следует в качестве отправного принять уровень надежности линейной части уже построенных трубопроводов. Здесь приходится обратить еще раз внимание на такой, казалось бы, парадоксальный факт: расчетный уровень надежности построенных трубопроводов очень высок (по несущей способности). Анализ разрушений за период 1973-1978 гг. всех газопроводов показывает, что средняя вероятность разрушения на 1000 км в год составляет Рразр=0,00075, а на расчетный период эксплуатации в 30 лет Рразр=0,0225. Этн данные позволяют достоверно оценить средний уровень надежности построенных газопроводов как Р(7) =0,9775. Аналогичный анализ по нефтепроводам показывает, что они имеют несколько меньший уровень надежности. Отметим, что данные по разрушения.м получены в период эксплуатации. Чем же вызвано довольно существенное число разрушений? Анализ данных показывает, что около 60 % разрушений произошло в результате коррозии, около 35 % - из-за дефектов, не выявленных при испытаниях. Оставшиеся 5 % приходятся на стихийные бедствия, механические повреждения сельскохозяйственными машинами. Не затрагивая вопроса о борьбе с коррозией, отметим, что невыявленные дефекты (35%) целиком приходятся на неправильный подход к проблеме испытаний.

Фактически трубопроводы оказываются недостаточно испы-танны.ми. И хотя толщины стенок рассчитаны почти с полуторным запасом, невыявленные дефекты приводят к разрушению уже работающего трубопровода. В сущности разрыв при испытании- это с точки зрения повышения уровня эксплуатационной надежности положительный факт. Конечно, разрывы удлиняют сроки испытаний, осложняют их. Но испытания и проводятся для того, чтобы выявить дефектные места. При этом выясняется природа дефектов и принимаются меры против их появления.

Имея в виду сказанное, надежность низшей категории участков должна быть не менее 0,99, что выше средней надежности существующих трубопроводов. Будем считать эту категорию второй (II), имею[цей меру надежности Р(7)=0,99. Как следует из § 7.2, такой уровень надежности обеспечивается при коэффициенте запаса несущей способности т=\,3.

Все расчетные параметры такого трубопровода определяются по рекомендациям гл. 6, а испытательное давление, выявляющее все дефекты для заданной меры надежности, составляет

Рисп = 1>ЗРраб

(7.4)

Таблица 7.3

Категории участков трубопроводов

Категория

Коэффициент запаса несущей способности по пределу текучести

Расчетный уровень надежности Я (Г)

Испытательное давление р

1,55

0,999

1,55рраб -При предварительном

испытании только для подводных тру-

бопроводов;

1,3рраб - испытание других участков

I категории в составе всего трубопро

вода

0,99

1,3рраб

Примечай ня. [. Все стыки проверяются физическими методами контроля. 2. Производитсясплошной контроль качества изоляционных покрытий.

прн условии, ЧТО В стенке труб при испытании возникнут кольцевые напряжения а"кц = ат (от - математическое ожидание предела текучести). Высшая категория должна иметь уровень надежности не менее 0,999, т. е. Р(7) =0,999. Такой уровень обеспечивается при т=\,55, и соответственно

Рисп = 1,55Рраб

(7.5)

при условии, что при испытаниях а"кц = 0,90ат.

Таким образом, весь трубопровод будет состоять из участков двух категорий: I (высшей) и II (низшей) с соответствующими испытательными давлениями. Это позволит повысить в целом уровень надежности линейной части, упростить процесс проектирования и работу строителей по разделению участков и определению их границ.

. В табл. 7.3 приведены данные по категориям участков трубопроводов и требования к ним.

В табл. 7.4 дана спецификация участков I категории; другие участки, не вошедшие в эту таблицу, следует отнести к участкам II категории.

§ 7.4. ДЕЛЕНИЕ ТРУБОПРОВОДОВ НА ИСПЫТУЕМЫЕ УЧАСТКИ

Деление трубопровода на участки, подвергаемые самостоятельному испытанию, должно проводиться с учето.м следующих основных факторов: вид перекачиваемого продукта, рельеф местности, вид испытательной среды (воздух, жидкость), расстановка отсекающей арматуры (краны, задвижки), тем-




0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 [ 30 ] 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63



Яндекс.Метрика