Демонтаж бетона: rezkabetona.su

Главная  Переработка нефти и газа 

Скачать эту книгу

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 [ 61 ] 62 63

рубежу задним ходом). Длина участка полки, разрабатываемой на полную глубину, составляет 100-150 м.

На поперечных уклонах более 25-30° полки устраивают одноковшовым экскаватором, оборудованным прямой лопатой или экскаватором совместно с бульдозером.

Экскаватором полку обрабатывают за один проход при высоте забоя до 6 м и за два прохода и при большей высоте забоя (рис. 16.6, в). Такая схема разработки целесообразна при крутизне косогора 45° и более.

На уклонах от 25 до 40° применяют иную схему работ-разработка полки осуществляется экскаватором и бульдозером (рис. 16.6, г). Экскаватор разрабатывает за один проход часть полки 1 на наибольшую высоту забоя, а оставшийся грунт 2 С1шмает бульдозер поперечными ходами.

При разработке полки одним экскаватором необходима планировка подошвы полки бульдозером, так как после экскавации поверхность получается иеров1юй, с больишмн неразрых-ленными глыбами (в скальных грунтах).

Разработка траншеи производится роторным и ковшовым экскаваторами, бульдозером или скрепером.

Разработка траншей роторным экскаватором при.меняется в мягких или разрыхленных скальных грунтах при продольном уклоне меньше предельного Опр.

Значения предельных углов Опр (в градусах) в зависимости от вида грунта следующие:

Суглинки и глины увлажнен- Песчаные и гравийные грунты 20-22

ные.............16,5 Скальный плотный грунт . . 24

Суглинки и глины сухие . . 21 Скальный взорванный грунт 26,5

Разработка траншеи одноковшовым экскаватором. При рытье траншей одноковшовыми экскаваторами без анкеровки наибольшие продольные участки для обеспечения безопасности работ не должны превышать Опр.

При а>апр экскаватор закрепляют с помощью тракторов или бульдозеров. Опыт показал, что лучшие результаты достигаются при работе экскаваторов сверху вниз. Этот способ и более безопасен, так как ковш периодически выполняет функцию якоря. В качестве подвижных якорей используют трактор или бульдозер. Применение в качестве якоря бульдозера дает возможность использовать его для планировки грунта но ходу экскаватора. Во время остановок экскаватор закрепляют ковшрм в траншее, а бульдозер освобождают для выполнения необходимых работ. На уклонах до 30° достаточно одного бульдозера, а при уклонах до 36° требуются бульдозер и трактор. Лучший вариант - крепление каждого троса к отдельному якорю. Тросы (диаметр 26-28 мм) прикрепляют к тумбе экскаватора или к балкам его ходовой части. При перемещении трактора экскаватор заякоривают ковшом в грунт и продолжают работу только после постановки трактора на тор.моз. Бульдозер при исподьзр-


Рис. ром

16.7. Разработка траншеи скрепе-

вании его в качестве подвижного якоря устанавливают отвалом в сторону уклона для увеличения удерживающего усилия.

На продольных уклонах более 36° работа экскаваторов суп1ествующих систем (одноковшовых и роторных) даже при надежно.м их закреплении нстопустима.

Разработка траншей бульдозером применяется на продольных уклонах более 36°. Траншею-лоток разрабатывают бульдозером на ширину, несколько большую, чем ширина отвала. Разработку траншеи начинают сверху и ведут последовательно слоями

толщиной 0,4-0,6 м на всю длину спуска. При крутизне прог дольного уклона более 40° бульдозер обязательно закрепляют трактором или тракторной лебедкой; при меньших уклонах его можно не закреплять. Закрепляющие тракторы находятся наверху уклона и при продвижении бульдозера следуют за ним, а затем вытаскивают бульдозер на исходную позицию.

Разработку траншей канатной скреперной установкой применяют на продольных уклонах более 40°.

Схема разработки траншеи на продольном уклоне показана на рис. 16.7. Внизу уклона устанавливаютдвухбарабапную скреперную лебедку /, а наверху закрепляют поворотный блок 5 диаметром 0,4-0,6 м. Скреперная лебедка имеет барабан с тяговым (рабочим) тросом 2 и барабан с тросом 4 для подъема скреперного ковша наверху уклона. Тяговый трос 2 должен быть несколько дли1щее продольного уклона. Обычно используют тяговый трос диаметром 24-26 мм, а вспомогательный - диаметром 16-18 мм.

Траншею разрабатывают сверху вниз: наверх уклона ковш 3 поднимают при холостом ходе. Для этого ковш изготовляют с односторонней режущей частью, направленной книзу уклона. Поворотный блок наверху уклона должен выдерживать усилие, необходимое для подъема ковша. Грунт, скатывающийся вниз уклона, периодически перемещают бульдозером 7 в отвал 6.. При этом тяговый и вспомогательный тросы отводят в сторону.

Разрабатывать траншеи скреперной установкой можно при уклонах любой крутизны. Длина разрабатываемой траншеи .ог,-раничивается лишь длиной тросов.



Монтаж и сварка трубопровода в горах имеют существенные различия по сравнению с аналогичными операциями в равнинных условиях. Основные из них - невозмож1юсть организации непрерывного наращивания трубопровода из секций иа всех участках трассы; необходимость футеровки труб на участках скальных грунтов; необходимость укладки на отдельных участках полностью оснащенных плетей труб (включая изоляцию и футеровку); большое число кривых вставок.

В состав укрупнешюй операции «монтаж и сварка» будем относить только такие технологические разновидности, которые выполняются с неизолированной в процессе строительства трубой. Рассмотрим основные из них.

Сварка секций труб на ТСБ (трубосварочных базах) в отличие от сварки секций на ТСБ в равнинных условиях производится не из трех-четырех труб, а из такого числа труб, при котором размеры секций позволяют транспортировать их по гор-пы.м дорогам или по вдольтрассовым проездам. Поэтому выбор мест размещения ТСБ является важнейшей задачей. Принципиальное решение этой задачи приведено в гл. 14. Здесь лишь отметим, что ТСБ должна иметь не только стенды сварки прямых труб, но и стенды гнутья труб, сварки кривых вставок, точной их подгонки с целью минимизации работ при укладке.

Доставка секций, кривых и отдельных труб к месту монтажа. Пункты размещения ТСБ должны выбираться с таким расчетом, чтобы на них можно было создать достаточный запас труб и материалов, расположить поселок строителей. Кроме того, размещение базы должно обеспечивать доставку труб на нее с железнодорожных станций или пристаней автомобильным транспортом без использования тракторов.

В зависимости от сложности условий района строительства применяют следующие схемы транспортировки труб:

доставка труб на базу для сварки их в секцию или гнутья с последующей транспортировкой секций и гнутых труб к месту монтажа;

бесперевалочная доставка труб к месту монтажа.

Первая схема может быть использована в случае, если трассы существующих дорог и трубопровода позволяют транспортировать к месту монтажа секции из нескольких труб.

Бесперевалочную доставку одиночных труб применяют, когда горные дороги имеют крутые повороты и перевозка по ним секций невозможна.

Одиночные трубы на базу или к месту работ доставляют трубовозами, имеющими повышенную проходимость, способными преодолевать затяжные подъемы с крутизной до 12° и подъемы небольшой длины с крутизной до 20°. Минимальный радиус поворота должен составлять 11-12 м. Повышению проходимости, что очень важно для горных районов в дождливый

период, способствует применение на автомобилях-тягачах арочных шин, а также шин с регулируемым давлением воздуха.

Если позволяют условия, плети доставляют непосредственно к месту монтажа без перевалки. В ряде случаев оказывается выгодным увеличить радиус поворота существующих дорог, проложить временные дороги, построить временные мосты. Этогюз-волит увеличить плечо трассы, обслуживаемое одной трубосварочной базой. На подъемах 15-20°, которые пе могут быть преодолены плетевозами в дождливый период или при гололеде, должны работать одип-два дежурных трактора для буксировки плетевозов на подъем. На участке трассы, проходящей по сильно пересеченной местности с частым чередованием уклонов более 15-20° (спуски-подъемы), секции труб доставляют с перевалкой их па тракторы. Плетевозы разгружают на обочине дороги или на специально подготовленной для перевалки площадке и к месту монтажа секции доставляют тракторами.

Монтаж и сварка труб в нитку выполняются, как правило, после разработки траншей.

На участках, сложенных чередующимися подъемами и спусками крутизной меньше апр, целесообразно последовательное наращивание трубопровода.

На участках с а>апр возможны два основных варианта - монтаж снизу-вверх и сверху-вниз. Особенностью сварочно-монтажных работ в таких условиях является необходимость закрепления (анкеровки) трубоукладчиков и других машин, работающих па уклоне, от самопроизвольного сползания вниз. Особенно это важно, если грунт влажный и тем более - насыщен водой. Закреплять трубоукладчики можно с помощью тросов за другие трубоукладчики или тракторы, расположенные наверху укло1га.

На практике при очень большой крутизне уклона применяется способ, позволяющий собрать трубопровод, не работая на самом уклоне. Прин-цициальная схема этого способа показана на рис. 16.8.

Секция из двух-че-тырех труб или отдельные трубы доставляют наверх уклона на подготовленную площадку. Первую секцию одним или Рис. 16.8. Монтаж труб сверху вниз:

ДВУМЯ ТПУбОУКЛаД- ; -тяговый трос; 2 - трубопровод; 3 - варащивае-

ADjivi/i yyyjy од секция; 4 -трос; Г,-Г2 - трубоукладчики; Трх

ЧИКаМЙ Ti И Vj ОПу- и Гр - тракторы




екают в траншею в начале уклона и закрепляют тросами: от трактора Гр, тросом / и от трактора Тр тросом 4. Трактор Три необходимый только на уклонах, где трубы удерживаются от сползания силами трения, протаскивает наращиваемый трубопровод вниз, а Тр2 удерживает его от самопроизвольного сползания во время стыковки каждой последующей секции. После спуска первой секции к ее верхнему концу пристыковывают следующую секцию, которая удерживается трубоукладчиками Т] и Гз- Заварив секционный стык, протаскивают обе секции; затем пристыковывают третью секцию и т. д., протаскивая каждый раз трубопровод на длину секции. Таким образом укладывают весь участок трубопровода на уклоне.

Изоляция, футеровка и укладка в траншею Выполнять изоляцию на продольных уклонах весьма сложно, особенно изоляцию труб большого диаметра. Рассмотрим основные разновидности указанных операций.

Изоляция стыков и футеровка применяются при укладке участка трубопровода, сваренного из заранее изолированных секций труб. Для сохранения изоляции при монтаже, а также от повреждений скальным грунтом при укладке поверх изоляции трубы футеруют - покрывают деревянной рейкой или специальными скорлупами, закрепленными проволочными стяжками (из проволоки-катанки диаметром 4-5 мм). Изоляцию стыков выполняют на уклоне вслед за сваркой. Это позволяет сразу же укладывать трубы в траншею.

Изоляция секций труб и их футеровка выполняются на ТСБ: Изоляция и футеровка, совмещаемые с укладкой. Футеровка делается только в тех случаях, когда траншеи разработаны в скальном грунте, а мягкого грунта нет.

Следует отметить, что футеровка - весьма недолговремеи-иое защитное покрытие. Дерево через три-четыре года сгнивает,-й . изоляционное покрытие разрушается кусками скального грунта. Поэтому лучше всего применять мягкий грунт для защиты изоляции. В траншею отсыпают мягкий грунт толщиной 15-20 см, на него укладывают трубу и засыпают мягким груп* том и уже-поверх пего - скальный грунт. Укладка трубопгро-»


Рис. 16.9. Расстановка трубоукладчиков на уклоне до 20:

Гг-Тб - трубоукладчики; ОМ и М -очистная и изо-ляцнопиая машины


20-2S

ff-tff

Ш Ш Ш


Рис. 16.10. Укладка трубопровода спо-собо.м перехода:

а -четырьмя трубоук.тадчиками; б -пятью трубоукладчиками

вода может выполняться по одной из приводимых ниже технологией: совмещенной и раздельной. При совмещенном методе изоляция и укладка ведутся одновременно, а при раздельном трубопровод изолируют на бровке траншеи, затем перекладывают в нее.

На продольных уклонах до 20° работы ведут как совмещенным, так и раздельным методом. Изоляционная колонна при совмещенном методе состоит из пяти трубоукладчиков больпюй грузоподъемности. Схема расстановки машин показана на рис. 16.9. Работы могут вестить как снизу вверх, так и сверху вниз.

При раздельном методе колонна из пяти трубоукладчиков, выполнив изоляцию труб на бровке траншеи иа участке до очередного захлеста, возвращается (без очистной и изоляционной машин) и укладывает трубы в траншею. Укладка может быть осуществлена способом «поочередного перехода» (рис. 16.10, а). Отметим лишь, что трубоукладчики 7 и Тг подвигают трубу к траншее, а Гз и Т - укладывают. Первым переходит на новое место Ti и лишь затем - Tj. Р. Д. Габелая предложил несколько иной вид раздельной укладки (рис. 16.11, б). В работе участвуют пять трубоукладчиков. При такой схеме обеспечивается большая устойчивость колонны. Первым переходит на новое место трубоукладчик Ts, а затем - Гг и т. д.

При продольном уклоне более 20° укладку ведут шестью трубоукладчиками. Как показывает опыт, в этом случае целесообразно сваривать трубопровод на бровке траншеи из заранее изолированных и футерованных труб или двухтрубных секций на специально устраиваемой базе. Стыки труб изолируют и футеруют на бровке траншеи. Укладывают подготовленный трубопровод способом последовательного передвижения трубоукладчиков (рис. 16.11). Трубоукладчики Тг-7*5 надвигают

. i5-20M 15-20М 15-20М15-20И, U----->4-----»+--"-j---"-j

Рис. 16.11. Укладка способом последовательного продвижения

трубопровод и опускают его в траншею до тех пор, пока Ts не освободится от нагрузки. После этого Г5, не сни.мая мягкого захвата, передвигается вперед вплотную к трубоукладчику Г4 и




0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 [ 61 ] 62 63



Яндекс.Метрика