Демонтаж бетона: rezkabetona.su

Главная  Переработка нефти и газа 

Скачать эту книгу

0 1 2 3 4 5 [ 6 ] 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101

нефтепроводов требуется разработать и совершенствовать большое количество нормативных документов по эксплуатации и ремонту трубопроводов, разрабатывать, испытывать и внедрять новую технику, приспособления, приборы. Поэтому в стране по проблемам трубопроводного транспорта активно работает ряд научных центров, институтов и высших учебных заведений (ИПТЭР, ГИПРОТРУБОПРОВОД, ВНИИСТ, РГУ нефти и газа им. И.М . Губкина, УГНТУ и др).

В настоящее время магистральные нефтепроводы находятся под контролем Федерального горного и промышленного надзора России (Госгортехнадзор). Н адзор осуществляется путем проведения экспертизы безопасности объектов, сооружений, зданий, технических устройств, проектов, нормативных документов. Для этого с 1999 г. внедрена «Система промышленной безопасности» и регламентированы все вопросы организации и проведения экспертизы.

Система магистральных нефтепроводов России находится постоянно в состоянии развития. Причем развитие происходит не только в направлении арифметического увеличения показателей (протяженности, диаметров, количества резервуаров и насосных станций), но и в направлении демонтажа некоторых участков трубопроводов, консервации, переоснащения, перевода на другие продукты и др. Кроме того, условия эксплуатации магистральных нефтепроводов непостоянны. С течением времени изменяются объемы перекачки, требования безопасности, экономические рычаги, политическая ситуация. Требуется своевременно и правильно реагировать на эти изменения.

Например, распад СССР и сложные взаимоотношения России со странами Балтии привели к необходимости прокладки трубопроводов Балтийской трубопроводной системы. Позитивные взаимоотношения Казахстана с Россией сделали взаимовыгодной прокладку трубопроводов Каспийского трубопроводного консорциума.

В процессе эксплуатации магистральных нефтепроводов не обходится без проблем и решения непростых технических задач. М ногие проблемы напрямую связаны с условиями и особенностями эксплуатации современных магистральных нефтепроводов. В настоящее время условия работы трубопроводного транспорта нефти характеризуются следующими особенностями:

1. Происходит естественное старение магистральных нефтепроводов. Старение - многофакторный процесс, который выражается в том, что все материалы, из которых сделаны



трубопроводы, постепенно теряют свои необходимые эксплуатационные характеристики. Ухудшаются защитные свойства изоляции. М еталлы труб и сварные швы охрупчиваются, а в ряде случаев растрескиваются. Растет количество дефектов изоляции и металла труб. Некоторые дефекты становятся опасными.

Возрастной состав магистральных нефтепроводов таков, что старение трубопроводов стало значительным. Изнашивается и устаревает оборудование, в том числе запорная арматура, насосы, станции катодной защиты. Нарушение герметичности запорной арматуры не позволяет надежно перекрывать участки, где обнаружены повреждения или произошла авария. И знос насосного оборудования ведет к увеличению шумов и вибрации, повышению энергетических затрат на перекачку продукта.

Снижение защитных свойств изоляции вызывает увеличение тока защиты, а это в свою очередь отрицательно сказывается на работе самой станции катодной защиты!. При этом снижается эффективность защиты от почвенной коррозии.

2. Н ормативная база находится в состоянии постоянных изменений. П оявляются новые требования по надежности и безопасности. М ногие из ранее принятых технических решений становятся недопустимыми по современным требованиям. Это особенно ярко видно на следующих примерах.

Н аиболее часто применявшиеся методы ремонта дефектных участков трубопроводов - приварка заплат и сварных муфт, разрешенные ранее действующими руководящими документами, выдержавшие испытания, прослужившие много лет, не вписываются в современные нормативы и по требованию надзорных органов подлежат ликвидации (вырезанию).

Сварные секционные отводы и лепестковые переходы, которые применялись в технологических трубопроводах практически всех резервуарных парков страны, в настоящее время подлежат замене по требованию надзорных органов, так как не соответствуют современных нормам.

Ситуация такова, что по каким бы нормам не были построены сооружения трубопроводов, через какое-то время (не более 10-15 лет) они опять придут в противоречие с новыми нормативными требованиями. Для длительно эксплуатируемых трубопроводов решение должно быть дифференцированным, с учетом рабочих давлений и других факторов опасности. Нормативные документы должны помогать решению задач, а не мешать.

3. П овышаются требования к экологической безопасности



всех промышленных объектов, в том числе магистральных нефтепроводов. Практически любые аварии, связанные с разгерметизацией трубопровода и выходом нефти, влекут за собой немалые затраты. Значительная часть затрат идет на штрафы и на восстановление окружающей среды (очистку грунта, воды, утилизацию загрязненного грунта). В случае крупных аварий размеры штрафов намного превышают затраты на ликвидацию самих повреждений. Это особенно характерно для аварий, при которых большое количество нефти попадает в море или реки.

4. Наблюдается тенденция к снижению объемов добычи нефти. П ри этом снижается средняя загруженность системы магистральных нефтепроводов. Значительное количество трубопроводов эксплуатируется при меньших рабочих давлениях. С целью экономии расходов на транспортировку нефти ряд насосных станций выключается и консервируется. Таким образом, изменяется технологический регламент эксплуатации нефтепроводов. Снижаются скорости потоков нефти в трубе, что в ряде мест создает благоприятные условия для усиления внутренней коррозии труб.

5. Общая экономическая ситуация в стране все еще находится в состоянии, соответствующем переходному периоду (повышаются стоимость ремонта, цены на материалы, оборудование, услуги, налоговая и таможенная политики не способствуют научно-техническому прогрессу). Объемы ремонт-но-восстановительных работ ограничиваются финансовыми ресурсами эксплуатирующих организаций.

6. Действует жесткая ценовая политика по тарифам на транспорт нефти (источник прибыли жестко ограничен). Весь необходимый объем работ по диагностике и ремонту трубопроводов, замене оборудования и техническому переоснащению возможно выполнить только в пределах полученной прибыли от оказанных услуг по транспортной доставке нефти по договорам с поставщиками. Тарифы на транспорт нефти устанавливаются фиксированными и согласовываются с правительством страны.

С учетом указанных особенностей возникают следующие очевидные задачи в стратегическом аспекте:

сохранение трубопроводной сети в исправном и работоспособном состоянии в течение длительного времени (не менее 100 лет);

снижение вероятности аварий до реального минимума (полностью исключить их невозможно);

оптимизация затрат на техническое обслуживание и ре-




0 1 2 3 4 5 [ 6 ] 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101



Яндекс.Метрика